Партизанское движение на подъеме 4 страница

Солнце легло, наконец, на линию горизонта. К пло­щадке начали подвозить раненых. Я пригласил командира экипажа еще раз осмотреть стартовую площад­ку. Но командир экипажа, капитан Быстрое, за бла­гополучный взлет совершенно не беспокоился. Мы вернулись к машине. Погрузка раненых заканчива­лась. С наступлением темноты большинство людей, несших охрану в разных участках поля, сгрудилось около самолета. Многим хотелось взглянуть собствен­ными глазами на дорогого посланца родины. Некото­рые, словно не веря глазам, щупали плоскости само­лета руками.

Наступил ответственный момент взлета. Окрест­ности огласились страшным ревом заработавших на полном газу лопастей пропеллеров. Машина дрогнула, закачалась, двинулась с места и поползла, медленно набирая скорость.

Но что это? Самолет с места начал уклоняться влево и устремился прямо на группу высоких елей, подступавших тупым клином к направлению взлета. Сердце у меня тревожно забилось, а машина, уже на­брав скорость, слилась с темным фоном леса.

Вот она как-то неестественно подпрыгнула и на­чала разворачиваться вправо. Поздно! Концом левой плоскости она ударилась о высокую могучую ель и, точно огромная хищная птица, развернулась и броси­лась на вершины деревьев. Ели затрещали, как сухой тростник. Самолет провалился между ними, и от него повалил густой черный дым, а сквозь ветви хвои на­чали просвечивать сине-розовые языки пламени.

Люди с разных сторон бросились к горящему са­молету спасать раненых, экипаж, грузы. Я бежал сколько было у меня силы, а ноги подламывались, и сердце, казалось, разорвется на части. Мы не добе­жали метров пятьдесят — семьдесят, когда в горящем самолете начали рваться боеприпасы, а еще через не­сколько секунд произошел сильный взрыв бензобаков. Остатки машины и соседние ели, облитые горящим бензином, превратились в огромный пылающий костер. Нетрудно представить себе, что испытывали мы в этот момент. Машина, раненые, документы — все по­гибло,— думал я. А главное, этого могло не быть. Са­молет можно было откатить с наступлением темноты в любом направлении, чтобы взлететь наверняка без риска. Второго самолета теперь на это поле не по­шлют, другой посадочной площадки у нас нет, следовательно, исключается возможность принимать само­леты, получать необходимый груз для обеспечения боевой задачи.

«Конец! — подумал я, останавливаясь и закрывая глаза.— Погибли все...» Но ко мне подбежал Алексей­чик и доложил, что летчики живы, раненых и доку­менты тоже успели выгрузить из самолета. Я посмот­рел на него, почти не сомневаясь в том, что он меня обманывает, но от леса подбежал командир отряда имени Кирова, Краснов Аркадий, и подтвердил, что экипаж и все раненые спасены.

«Как же это могло получиться? — недоумевал я.— Ведь машина загорелась не больше чем через полто­ры минуты после падения. Столько же примерно вре­мени прошло до взрыва бензобаков. Как же за две- три минуты успели выгрузить двадцать пять человек из полуразодранной машины?»

Но факт оставался фактом. Русские люди, даже при всей распущенности, царившей в этих партизан­ских отрядах, в минуту смертельной опасности для товарищей показали чудо организованности и бес­страшия.

Большинство провожавших, как оказалось, бежа­ло вслед за самолетом. Десятка два верховых скака­ли по сторонам, почти не отставая от плоскостей, до самого взлета машины. Сырые ветви хвои, смягчив удар, послужили неплохим амортизатором, и машина, сломав вершины елей, застряла на обломках стволов на высоте в полтора метра от земли. И люди успели выхватить из горящей машины раненых, получивших дополнительно по одному, по два синяка на теле.

Больше всех пострадал командир корабля Бы­строе — он при падении сломал ногу, остальные чле­ны экипажа отделались ушибами. Но моральный удар оказался куда более тяжелым, чем физический. К чи­слу раненых добавился командир самолета. Исчезла надежда тяжело раненных на быструю квалифициро­ванную медпомощь в Москве. Меня обвинили в неправильном выборе посадочной площадки. Началась ненужная переписка: как, мол, случилось, почему, кто виновен?

Однако, ко всеобщему нашему удовлетворению, через несколько ночей к нам прилетел командир авиа­части, к которой принадлежал экипаж сгоревшей ма­шины, и, погрузив большую часть раненых, ночью благополучно взлетел с той же площадки и доставил их на Большую землю. И этим подтвердил пригод­ность нашего взлетного поля.

Проводив второй самолет, мы начали готовиться к переносу полученной с первым самолетом мощной радиоустановки, оружия и боеприпасов через линию железной дороги — туда, где находилось основное яд­ро десантной группы и главный штаб партизанских соединений.

Бой на линии

Переход через линию железной дороги в то время представлял огромные трудности. Гитлеровцы выру­били лес по обеим сторонам полотна метров на сто пятьдесят, устроили завалы, а в некоторых местах да­же заминировали подходы к полотну. Вдоль всей ли­нии они понастроили дзоты на расстоянии метров пя­тисот друг от друга, и каждый метр от насыпи до опушки леса у них был хорошо пристрелян. Переход наш усложнялся еще тем, что нам необходимо было переправить около тонны боеприпасов и аппарату­ры, причем рация и запасные части к ней были так тяжелы, что их можно было везти только на ло­шадях.

Для перехода я решил отобрать группу в двести сорок лучших бойцов, имея в виду некоторых из них использовать потом, по ту сторону линии, на ответст­венных боевых операциях, под руководством командиров-десантников. Но это оказалось не так просто. За­сидевшиеся на одном месте люди отвыкли от больших переходов, а связь партизанских отрядов с главным штабом соединения оказалась слабой, и командиры отнюдь не спешили предоставить в мое распоряжение лучших своих людей. Когда подразделение все же было сформировано, весь груз мы распределили на сто пятьдесят узлов и два конных вьюка.

Линию железной дороги решили переходить между двумя дзотами в километре от полустанка Нихачево. Разработанный нами план операции предписывал: всем подразделениям занять исходные позиции на опушке леса за пятьдесят — семьдесят метров от вы­рубки. Огневую точку, расположенную справа, реше­но было атаковать группой в восемьдесят человек с десятью пулеметами, двадцатью автоматами и двумя ПТР. Для этого бойцы должны были как можно бли­же подойти к линии, не открывая огня, и под защи­той насыпи железной дороги закидать дзот гранатами. Другому отряду в составе шестидесяти бойцов с во­семью пулеметами и восемнадцатью автоматами пору­чалось занять полотно в двухстах метрах к северо-востоку от этого дзота, чтобы прикрыть центральную группу в момент перехода полотна слева, если бы гитлеровцы попытались подбросить с этой стороны подкрепления поездом. Взвод в составе тридцати пяти человек с пятью пулеметами и десятью автоматами должен был развернуться цепью и перейти через по­лотно между двумя флангами, открывая путь штабу и коноводам с вьючными лошадьми. А метрах в три­дцати за штабом должна была следовать группа при­крытия из двадцати человек.

Исходные позиции заняли благополучно. Здесь всем бойцам и командирам была вторично разъяснена задача и подана команда: «Вперед!»

Часть правофланговой группы побежала к насыпи, а часть оробела, залегла на опушке и преждевременно открыла огонь. Дзот ответил пулеметными очередями по опушке, где была сосредоточена основная масса лю­дей и стояли вьючные кони. Заговорил и левый дзот, и два потока трассирующих пуль скрестились у леса. Боевой порядок нарушился. Часть людей, уже ото­рвавшихся от опушки, побежала назад. Брошенные коноводами лошади заметались внутри образованного трассирующими пулями угла, еще более увеличивая беспорядок. Все же человек двадцать пять, достигших насып» справа, открыли огонь по дзоту. Слева к на­сыпи вырвалось и залегло около сорока бойцов.

Я со своим адъютантом, старший лейтенант Алек­сейчик и еще несколько человек стояли на опушке, наблюдая все происходящее. Основная масса пуль скрещивалась позади нас. Поправить дело было уже поздно. Я зашагал к линии. Меня обогнал старший лейтенант Алексейчик. Куда делась его медлитель­ность! Движения стали решительнее и жестче. Угол огня смыкался метрах в пятнадцати позади нас. Але­ксейчик понял, что самое безопасное — выводить лю­дей вперед, и решительно указывал путь бойцам, под­бадривая их. Я понял, что это был смелый и находчи­вый командир. Но тут товарищ хватил через край, закричав во всю силу легких: «Ура!» Людей позади нас уже не было,—те, кто не прошел вперед, откати­лись в глубь леса или уже шли около нас,— и некого было вдохновлять. Я бросился к Алексейчику и схва­тил его за руку, но было уже поздно,— гитлеровцы начали переносить огонь по крику, Тогда, скомандо­вав: «За мной!», я повел десятка полтора окружав­ших нас бойцов к полотну дороги. Раненые отползли назад, к опушке.

До линии оставалось метров семьдесят, когда со стороны Нихачева подкатил и остановился прямо перед нами пассажирский состав, набитый солдатами. Гитлеровцы видели, что с опушки поблескивали вы­стрелы, но в темноте не рассмотрели цепь бойцов с пу­леметами и автоматами, лежавшую на откосе. Наши бойцы в первую минуту растерялись: гитлеровцы ви­сели над ними и вели огонь через их головы. Но че­рез минуту с насыпи в упор по окнам, по дверям, по стенам вагонов застрочили наши пулеметы и автома­ты. Фашисты оказались мишенью, поставленной к стенке для стрельбы в упор. С подножек вагонов на полотно повалились убитые и раненые. Стрельба из окон прекратилась, как по команде, а с насыпи про­должали решетить битком набитые людьми вагоны. С правого фланга по поезду сделали несколько выстре­лов из ПТР. Один вагон, неподалеку от паровоза, за­горелся. Гитлеровцы попробовали отвести состав из - под обстрела, но на ходу пламя разгорелось и нача­ло захватывать соседние вагоны. Состав со скрипом остановился. Уцелевшие соскакивали с подножек, под ливнем пуль бежали вдоль эшелона и скрывались во тьме. Состав с пылающими вагонами снова тронулся и потянулся в сторону Ивацевичей.

Надо было подниматься на насыпь. Но где же вьючные лошади? Я крикнул в темноту:

— Кони, где кони?

— Одна здесь, я ее веду,— ответил из темноты го­лос бойца. На звук наших голосов из правого дзота усилили огонь вдоль полотна.

Рассыпавшись поодиночке, мы перебежали через насыпь. Со мной остался только адъютант, ординарец куда-то отбился. Голоса бойцов перекликались у леса, за восточной колеей, значит они перешли линию же­лезной дороги. Но сколько нас? И которая из лоша­дей с нами? На одной была рация, на другой вьюки с запасными частями. Я послал адъютанта разыскивать лошадей. Теперь нужно было дать сигнал — две зеле­ные ракеты, чтобы группы прикрытия переходили к нам, на восточную сторону. Но моя ракетница давала осечки, не действовала. В канаве, возле опушки, я за­метил бойца. Он лежал, плотно прижавшись к земле, хотя обстрел здесь был сравнительно слабый. Я ре­шил пристыдить бойца за трусость и послать его на линию с приказом всем переходить к нам. Но не успел я сказать и пяти теплых слов, как хлынул та­кой ливень огня, что мне самому пришлось растянуть­ся рядом с бойцом в канавке. Когда огонь немного ослабел, я увидел в темноте человека, бежавшего of линии мимо нас, к лесу. Я остановил его, поднял бой­ца, лежавшего в канаве, и послал одного на правый, другого — на левый фланг. Бойцы переминались с но­ги на ногу, им страшно было итти на линию, где еще попрежнему гитлеровцы вели интенсивный огонь. Я скомандовал: «Вперед!». Оба рванулись и исчезли в темноте.

В лесу, перекликались люди, перешедшие линию. Их оказалось в этом месте двадцать один человек. Гитлеровцы продолжали обстрел леса. Пули пели кругом, сбивали ветки и листья, но никого из нас не задевали. Лошадей с вьюками не было. Начало све­тать. Я достал карту, сориентировался и повел людей по избранному заранее маршруту. Через некоторое время мы дали сигналы выстрелами из винтовки. Нам ответили издалека.

В пятнадцать часов все перешедшие линию собра­лись в деревне Житлин. Всего в наличии оказалось восемьдесят три человека и одна вьючная лошадь, к счастью, именно та, на которой были движок и рация.

Позже, подводя итоги операции, мы установили, что все наши потери — шесть раненых бойцов. Гитле­ровцы в пассажирском поезде потеряли только убиты­ми около сотни человек. Раненых же было у них, ко­нечно, во много раз больше.

Сто тридцать два партизана, отставшие при пере­ходе полотна, возвратились обратно, в лагери Ружанской пущи. Туда же была уведена лошадь с запасны­ми частями к рации, которые мы переправили позд­нее, а большая часть боеприпасов партизанами попря­тана, и получить их нам не удалось. И опять при­шлось вспомнить: недисциплинированность и тру­сость — родные сестры.

Одни из партизан взяли пачку детонаторов, другие тол без капсюлей, гранаты без взрывателей. Все это пропадает без дела, как ненужный хлам.

Первые дела

31 мая мы, справляясь с картой, вышли болоти­стыми тропами к штабу группы Топкина. Подгнившие клади вывели нас на сухую полянку. На полянке гру­дилось несколько шалашей и одна землянка. Это и был штаб авиадесантной группы капитана Топкина. На островке находилось десятка полтора десантников и несколько человек, отобранных из числа местных партизанских отрядов. Навстречу нам вышел строй­ный, подтянутый человек среднего роста, спокойный, с приятными волевыми чертами лица. Это и был за­меститель Топкина по политической части Василий

Афанасьевич Цветков. Мы представились друг другу и перебросились несколькими словами; Цветков про­извел на меня хорошее впечатление, и я подумал: на этого можно взвалить хорошую нагрузку — он вы­тянет.

Передохнув, я со Шлыковым обследовал островок, и он мне, как и сами постройки штаба, не понравил­ся. Неподалеку слышались голоса людей, там, как я узнал потом, размещались граждане, выселившиеся из деревни Житлин. Островок не был защищен с воз­духа, на нем трудно было организовать охрану на подходах с суши, а развернуть работу радиостанции на бензиновом движке попросту невозможно.

Не понравилось мне то, что при штабе были две радистки, которые размещались в общей с мужчина­ми землянке. Возвратившись с разведки, я откровен­но высказал свое мнение Цветкову, а он мне попро­сту ответил:

— Все потому, что нет хозяина... Первый замести­тель командира был за линией на встрече самолета, второй здесь, и все чего-то нехватает, а главное, по­жалуй, в том, что много на себя мы взяли... Загрузи­лись так, что некогда хорошенько и подумать.

Здесь же мне Цветков доложил, что в расположе­ние отрядов прибыл представитель ЦК КП(б) Бело­руссии Сергей Иванович Сикорский, который распо­ложился в одной из ближайших бригад.

Я вспомнил, как выбрасывалась группа Топкина.

Это было в сентябре сорок второго года. Мы ожидали самолет и непрерывно жгли сигналы, а че­рез нас каждую ночь шли самолеты дальше на запад.

Горсточка десантников сброшена в треугольнике: Телеханы — Мотыль — Пески, где не было ни одного партизанского отряда, кроме пятерки, возглавляемой Колтуном. Зато фашисты крепко обосновались в при­легающих к болоту местечках, завербовали себе тай­ных полицейских. Зимой сорок второго — сорок треть­его года москвичам из группы Топкина пришлось по­бегать-от карателей по замерзшему болоту. А затем они укрепили свои связи с местным населением, на­чали успешно действовать на коммуникациях врага, наконец установили связь с коммунистами-подполь­щиками Урбановичем и Жижко, проделали большую работу по упорядочению местных партизанских отря­дов и вот теперь должны были все это передать това­рищам, прибывшим с полномочиями для руководства отрядами Брестской области...

Необходимо было встретиться с Сикорским и до­говориться о совместных действиях. Послал ему при­глашение.

На следующий день Сергей Иванович прибыл в штаб Цветкова. Мы договорились, что он выделит мне триста человек по моему выбору, а руководство местными партизанскими отрядами возьмет на себя. Написали приказ об этом и решили откомандировать Алексейчика с группой в двадцать человек назад за линию, для объявления приказа в отрядах и для то­го, чтобы обеспечить его выполнение. Теперь надо было позаботиться о наведении порядка в штабе и устройстве настоящей базы, отвечающей требованиям конспирации.

Проводив Алексейчика, я взял Шлыкова, воору­жился бесшумкой, и мы пошли бродить по болоту. Труднопроходимое обширное болото жило весенней жизнью. Лягушки упоенно квакали в камышах, жу­ки-водолюбы стремительно носились по поверхности колдобин, заполненных водой, в воздухе стояло непре­рывное чириканье, свист и щебет пернатых гостей, занятых устройством своих летних «баз». Я почув­ствовал, как нервы мои понемногу успокаиваются. Побродив несколько часов по топям, мы набрели на канаву, заросшую камышом и лозняком. Канава вы­вела нас к сухому островку, за ним снова виднелась топь, а там — снова островок. Их было множество, и мы бродили от одного к другому, радуясь наличию прекрасных возможностей для организации здесь ла­геря в изолированном месте, куда даже случайно не может попадать посторонний человек. Мы облюбовали один,— он дальше, чем другие, отстоял от края боло­та. Сюда через день-два я привел восемнадцать че­ловек, тщательно отобранных. Они должны были со­ставить штаб и Штабную команду. Среди них были Шлыков, Мирсков, Калугин, Милетин, Бриль и другие.

Вместе мы быстро освоили островок. Поставили палатки из парашютного шелка, оборудовали радио­рубку, выстроили баню, кухню и навес для столовой, подготовили склады для боеприпасов. Все было тща­тельно замаскировано с воздуха. Маскировать наши постройки с земли не имело смысла: остров был на четыре-пять километров удален от сухого берега. Здесь не мог появиться посторонний человек в по­исках коровы или боец из другого партизанского от­ряда. Наш бензиновый движок мог здесь спокойно работать: установленный в небольшой землянке, он нарушал покой только диких коз и лосей, в изобилии водившихся в этих болотах.

Теперь надо было использовать весь опыт, приоб­ретенный в Булевом болоте у озера Червонное, для постройки центральной базы, базы «Военкомат», по образцу той, которую мы имели под Ковалевичами в первую военную зиму, и вспомогательных точек.

Из собственного опыта у меня сложилось совер­шенно своеобразное понимание конспирации в отно­шении места нашего базирования. Осенью и зимой 1941 года, когда наш отряд был чуть ли не един­ственным на все огромные просторы березинских бо­лот, мы могли попросту исчезать, заметая за собой всякие следы. В 1942 году в Пинских болотах, в со­седстве с местными партизанскими отрядами, мы на­ших следов скрыть не могли, и в этом не было ника­кой необходимости. Мы только скрыли центральную базу так, чтобы туда никто не мог забрести даже слу­чайно, чтобы наша связь с местным населением и пар­тизанскими отрядами осуществлялась через вспомога­тельные точки. В 1943 году в Брестской области, при массовом партизанском движении, когда местные жи­тели переселялись в лес, нельзя было спрятать нашей центральной базы так, чтобы не знали, где она нахо­дилась. Главное было в том, чтобы на нее не попада­ли и не могли попасть лишние люди, чтобы враг не мог открыть ее расположение, характер выставляе­мых постов и подходы к ней.

Для размещения центральной базы мы выбрали остров, как нельзя лучше отвечавший этим требова­ниям. С сухого берега можно было даже указать на­правление на этот остров, но он ничем не выделялся из большого количества таких же, похожих друг на друга, островков. Гитлеровцы здесь находились со­всем по соседству — в Старых Песках. Напрямую до них было четыре-пять километров, но в этих местах напрямую не летали и сороки. Чтобы попасть к нам из Старых Песков, нужно было проделать путь в не­сколько десятков километров: сначала побывать на нашей старой базе, затем снова вернуться на сухой остров и уже только после этого можно было «попы­тать счастья» пробраться к нам. Такой переход нель­зя было сделать скрытно от партизан, и следователь­но всякая внезапность нападения исключалась.

Мы же свое общение с нашей ближайшей пери­ферией организовали сравнительно просто. Мимо на­шего островка проходила старая еле заметная кана­ва, вырытая несколько десятков лет тому назад. Бе­рега этой канавы осели и заросли, их можно было за­метить только по полоске лозняка, тянувшегося в глубь болота, и пройти ими до острова вряд ли ре­шился бы даже бывалый лесовик-охотник. Канава эта метров на сто не доходила до сухого берега, но это нас тоже не беспокоило. Я пришел к заключению: если канаву, сплошь заросшую колючей травой, кото­рую называли здесь «пузорезником», очистить, да кое- где немного углубить, да привезти сюда «позычен- ные» на Песковском озере от гитлеровцев лодки, то эта грязно-зеленоватая полоска могла стать «маги­стралью» для нашего сообщения с внешним миром. Эту магистраль не смог бы использовать никто из по­сторонних. Она начиналась на посту номер один, вы­ставленного нами на сухом берегу, вернее за сто мет­ров от него, а кончалась у центральной базы, где мы и решили устроить «гавань» для нашего «водного транспорта».

Канава была прочищена «штрафниками» с цент­ральной базы под руководством Шлыкова и Калуги­на. Я всегда считал, что наша задача в тылу врага— не только готовить преданных бойцов, которые будут бить фашистских оккупантов, но и воспитывать лю­дей, которые потом будут восстанавливать все разру­шенное врагом. Мы вели решительную борьбу со вся­кими бытовыми проступками, начиная с ругани и кончая пьянством. Отсюда и появились у нас «штраф­ники».

Чистка канавы была делом нелегким. Ребятам приходилось, стоя по пояс в воде, руками — ведь нужных инструментов у нас не было — выдирать с корнями упругие кусты лозняка и выпалывать острую осоку и «пузорезник». Наломали они себе и плечи и спины, порезали ладони, но зато, когда канава была готова, мы притащили лодки, взятые на берегу Песковского озера, и, спустив в канаву лошадей, орга­низовали транспортировку грузов по воде конной тя­гой. Стремясь поскорее выйти из воды, кони бойко таскали лодчонки взад и вперед.

Эти своеобразные «водные конки» и стали у нас главным средством передвижения в летнее время. Впоследствии мы проложили и кладки параллельно канаве, но кладки, как и канава, в случае надобно­сти запирались вместо ворот минной преградой.

Несколько дней мы должны были потратить на оборудование центральной базы. Но даже эти дни не должны были пропадать даром для других, не за­пятых на работе бойцов. Хотя отбор людей и орга­низация боевых групп не были еще закончены, а но­вое начальство с выполнением отданного нами прика­за об откомандировании в мое распоряжение людей не торопилось. Больше того, некоторые из перешед­ших со мной через железную дорогу бойцов, взгруст­нувших о привольной жизни, утекли в свои от­ряды.

Однако человек пятьдесят остались у нас. Среди них были: москвич — Владимир Иванович Савельев, старший политрук Морозов, лейтенант-пограничник Иван Косовский и другие.

Необходимо было их использовать на боевой ра­боте, тем более, что под руками было дело, достойное серьезного внимания.

В ближайшем к нашему болоту крупном местечке Ивацевичи стояли карательные отряды. Они, по слу­хам, собирались потревожить нас в самом недалеком будущем. Это им тем легче было сделать, что через непроходимые наши болота, на расстоянии тридцати пяти—сорока километров, была проложена узкоко­лейка, соединявшая Ивацевичи с другим «каратель­ным центром» — местечком Телеханы. А мы-то как раз и находились невдалеке от этой узкоколейки, между Ивацевичами и Телеханами. Правда, люди Цветкова не раз устраивали там крушения, но гит леровцы быстро ликвидировали их последствия, и ли­ния работала попрежнему. Вот мы и решили на сей раз попросту разобрать эту узкоколейку совсем.

Я вызвал Гусева. Высокий и с виду неуклюжий, этот парень, бывший моряк, в остроконечной чудной шапке, еще увеличивавшей его и без того чрезвычай­ный рост, был известен своей лихостью. Даже гитле­ровцы его знали, и у них он числился под кличкой «Длинный». Я позвал его и сказал: «Бери семьдесят человек, неделя рроку — и узкоколейки этой чтоб не было». И объяснил, как это сделать.

Разумеется, если бы мы просто вышли на пере­гон и начали крушить ветку, гитлеровцы подкатили бы бронепоезд и заставили бы нас отступить. Чтобы этого не произошло, мы оба конца узкоколейки, километрах в семи-восьми от Ивацевичей и Телехан, заминировали и подорвали.

Когда карателям были отрезаны подходы к ме­сту производства партизанских работ, Гусев выслал небольшие группы людей в ближайшие деревни и объявил население мобилизованным. Крестьянам бы­ло предложено выйти на линию со своими лошадьми и инструментом. Колхозники пошли пакостить гитле­ровцам довольно охотно, потребовав лишь одного — чтобы было инсценировано принуждение. В одних де­ревнях они довольствовались криком и руганью, в других требовали, чтобы партизаны гнали народ пал­ками.

Инсценировка удалась наславу. Наши ребята раз­махивали палками и автоматами, оглашая воздух за­тейливыми выражениями, на сей раз без риска полу­чить за это взыскание. Все население окрестных де­ревень со всем своим тяглом высыпало на линию,иза неполных пять дней узкоколейки не стало. Рельсы были развинчены и растащены по болоту, шпалы сложены в костры и сожжены. Затем Гусев со сво­ими ребятами вернулся на базу, а мирные жители разо­шлись по домам.

Взбешенные каратели нагрянули в ближайшие к покойной узкоколейке деревни и уже всерьез палка­ми стали выгонять крестьян на восстановительные работы.

— Знаем мы,— кричал уполномоченный оккупан­тами бургомистр на жителей Вульки Обровской,— знаем мы вас таких-сяких! Это «Длинный» от пол­ковника пришел, подбил вас дорогу рушить, теперь мы вас заставим все исправить!

И действительно, согнав все работоспособное на­селение, гитлеровцы за день уложили заново пять километров пути. Однако сторожить плоды трудов своих мужички наотрез отказались. К ночи они друж­но потянулись до дому. Объяснили:

— «Длинный» нас съест живьем! Нипочем на ночь тут не останемся! — И разошлись.

«Паны» также побоялись остаться на линии иснаступлением темноты забились по хатам. «Длин­ный», разумеется, пришел и к утру разрушил все, что гитлеровцы сделали за день, и кое-где заминировал подходы к полотну. Так и перестала существовать узкоколейка. После этого нам в наших неприступных болотах стало куда вольготнее.

Начало перелома

В июне мы навербовали себе людей. Лучшая часть товарищей из среды оставшихся с нами парти­зан была использована в качестве командиров со­зданных нами боевых групп,— наши дела пошли пол­ным ходом.

В районе Ивацевичей, под Янувом, недалекоот Кобрина и Лунинца, под Барановичами, Пинском и Брестом были организованы периферийные наши под­разделения. Через них нам удалось наладить связь с нашими работниками на городских предприятиях и железных дорогах.

Владимира Ивановича Савельева я послал с груп­пой товарищей в район Антополя, лейтенанта-погра­ничника Косовского под Кобрин.

Одновременно мы развернули широкую сеть бое­вых групп в местечках и селах, и к нам хлынул народ.

Здесь, как в Витебской и Пинской областях, были прекрасные советские люди, простой белорусский на­род, до конца преданный своей родине. Мы нахо­дили себе исполнителей всюду, среди всех слоев на­селения.

Поляки, чехи, венгры и румыны, видевшие неиз­бежный провал гитлеровских авантюрных планов, искали выхода, они не желали сопровождать к гибели фашистских генералов. Многие переходили к нам, еще большее их число готово было установить с на­ми связь, выполнять наши запросы по разведке и диверсиям изнутри.

В этот период рядовые гитлеровцы, подвыпив, плакались на свою судьбу, жаловались белорусам и проклинали Гитлера. Даже эсэсовцы присмирели! И только незначительная часть фашистских головоре­зов проявляла еще большую активность и беспощадно срывала свою злость за неудачи на ком попало.

В этот период гитлеровцы особенно нуждались в резервах, а резервы были выкачаны до предела. Ок­купанты были вынуждены ставить на охрану комму­никаций войско своих союзников, но союзники у Гит­лера остались только в штабах да среди поставлен­ных им фашистских правительств. В низах сочувствие «его союзников» было на нашей стороне.

Хорошо помнится осень сорок третьего года, когда участок железных дорог между Березой-Картузской и Барановичами поставили охранять чехов. Охранни­ки немедленно договорились с партизанами и стали пропускать их через полотно дороги. Стрелять они стреляли больше, чем немцы, но стреляли так себе,ввоздух.

В такой период в исполнителях не было недостат­ка, фашистская военная машина разваливалась.

Здесь было также много людей, испытавших на себе всю тяжесть тюремного режима белопанской Польши. Одного из таких, бывшего комиссаром мест­ного партизанского отряда, Николая Харитоновича Колтуна, я назначил своим помощником по району Ивацевичи.

Коммунист и активный подпольщик, Харитоныч семь лет просидел в знаменитом концентрационном лагере Березе-Картузской. Его многократно пытали, морили голодом, держали в холодной камере. Он болел болотной лихорадкой, был при смерти, но не умер и не сдался. Красная Армия, освободившая в 1939 году Западную Белоруссию, освободила и Харитоныча. Его жену убили гитлеровцы. Теперь он с двумя сыновьями партизанил. Старший его сын, во­семнадцати лет, был подрывником, а младший, Миш­ка, остроглазый, шустрый и не по годам маленький наренек тринадцати лет, сначала пас коров в се­мейном лагере, а затем стал отличным исполните­лем по связи с нашими людьми, действующими в го­родах.

Освоившись на новом месте, мы начали создавать небольшие группы, которые старались придвинуть ближе к экономическим и административным центрам области, а также к важнейшим узлам гитлеровских коммуникаций. Во главе некоторых групп были по­ставлены бывалые подпольщики—такие, как Колтун, и на эти группы я возлагал особенно большие на­дежды.

Наши рекомендации