Партизанское движение в СССР.
В изложении учитель опирается на текст учебника.
План изложения
Формирование партизанских отрядов в первые месяцы войны.
Создание Центрального штаба партизанского движения во главе с П.К.Пономаренко. Роль партизанских отрядов в дезорганизации вражеского тыла.
Бесчеловечная политика фашистских оккупантов как одна из причин роста партизанского движения.
Партизанские операции лета – осени 1943 г.
4. «Все для фронта!»: культура в годы войны.
Главу целесообразно задать на дом для самостоятельного изучения.
Домашнее задание: §25
· подготовить устные ответы на вопросы 1-5 к §25.
· самостоятельно изучить тексты «Все для фронта!», «Культура в годы войны».
· письменно выполнить задание 7 к §25.
Урок 4. СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.
Цель: сформировать представление о ходе и результатах военных действий 1943 – 1945 гг., способствовать осознанию исторической роли антигитлеровской коалиции.
Основные события: Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой, освобождение Киева, Декларация 26 государств, роспуск Коминтерна, Тегеранская конференция, снятие блокады Ленинграда, наступательные операции Красной Армии в январе – мае 1944 г., высадка союзников в Нормандии, операция «Багратион», выход из войны Финляндии.
Основные понятия и названия:Курская дуга, «второй фронт», операция «Багратион».
Основные даты:
1942, 1 января – Декларация 26 государств
1943, июль – Курская битва
1943, ноябрь – освобождение Киева
1943, ноябрь – декабрь – Тегеранская конференция
1944, январь – снятие блокады Ленинграда
1944, весна – лето – освобождение советской территории от оккупантов
Персоналии:Павел Алексеевич Ротмистров, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев, Родион Яковлевич Малиновский, Николай Федорович Ватутин.
Оборудование:настенная карта, отражающая военные действия 1943 – 1944 гг.
План урока
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Битва на Курской дуге и ее значение.
Укрепление антифашисткой коалиции.
Освобождение советской земли и открытие второго фронта.
Организация домашнего задания
Ход урока
Проверка домашнего задания
1. Индивидуальный опрос по вопросам 1,2,3,5 к §25.
2. Выборочная проверка письменного домашнего задания.
3. Повторительная беседа по вопросу 4 к §25.
Примечание для учителя: вынесение вопроса о Сталинградской битве и ее переломной роли в ходе войны в конце проверки домашнего задания позволяет использовать повторительную беседу для подготовки учеников к восприятию нового материала.
Изучение нового материала
1. Битва на Курской дуге и ее значение. При изучении данного раздела весьма желательно использование настенной карты; при ее отсутствии можно воспользоваться картами учебника «Военные действия 1942 – 1945 гг.», «Курская битва».
Германский план летней кампании 1943 г. предусматривал попытку перехватить стратегическую инициативу в войне против СССР до начала активных операций войск Великобритании и США в Западной Европе. С этой целью на Восточный фронт перебрасывались практически все боеспособные войска, сюда направлялись новейшие образцы военной техники, в том числе танки «Тигр» и «Пантера».
В районе Курска линия фронта образовывала своего рода выступ («Курская дуга»). План фашистского командования заключался в том, чтобы ударами у оснований Курского выступа прорвать советский фронт, окружить и уничтожить значительные силы Красной Армии и затем перейти в наступление в направлении Москвы.
Однако на этот раз советское командование совершенно правильно определило планы врага. В результате к Курской дуге были подтянуты значительные советские силы, что не позволило противнику создать даже локального перевеса. Советским планом предусматривалось измотать противника активной обороной, заставить его растратить свои основные силы и затем перейти в широкомасштабное наступление.
Немецкое наступление началось 5 июля 1943 г. За последующие две недели немецкие войска, понеся значительные потери, так и не смогли существенно продвинуться в глубь советской обороны. К этому периоду относится крупнейшее танковое сражение мировой истории у деревни Прохоровка, в котором участвовало с обеих сторон около 1200 танков и самоходных артиллерийских установок.
17-19 июля войска вермахта перешли к обороне, а затем начали отступление. Стремительное контрнаступление Красной Армии началось с освобождения городов Орел и Белгород. Затем настал черед Харькова. Надежды врага на укрепление вдоль Днепра также не оправдались, и осенью 1943 г. были освобождены Киев, Новороссийск и Таманский полуостров, Смоленск.
Успехи советских войск летом и осенью 1943 г. означали завершение коренного перелома в ходе войны.
Говоря о причине успехов советских войск, учитель подчеркивает возросшее мастерство советского командования. Уместно завершить изучение данного раздела заслушиванием кратких сообщений учащихся о 2-3 выдающихся военачальниках, из числа упомянутых в тексте учебника.
2. Укрепление антифашисткой коалиции. Опираясь на текст учебника, учитель рассказывает об основных направлениях сотрудничества с союзниками, содержании и значении Декларации 26 государств (1 января 1942 г.). Однако в отношениях между союзниками намечаются определенные сложности и взаимное недоверие.
Вопрос для проблемной беседы: какие противоречия могли возникнуть между СССР и его западными союзниками?
С помощью учителя ученики приходят к выводу, что основными причинами возможных противоречий являлись:
• вопрос об открытии второго фронта в Европе;
• вопрос о послевоенном устройстве Европы;
• противоречия политического и идеологического характера, оставшиеся в «наследство» от 1920-1930-х гг.
Учитель подчеркивает, что преодолеть эти противоречия полностью так и не удалось. Но перед лицом общего врага союзники смогли в значительной степени снизить накал разногласий, прийти к компромиссу. Важной уступкой советской стороны явился в частности роспуск Коминтерна в мае 1943 г.
Важную роль в согласовании действий союзников сыграла Тегеранская конференция (о ее результатах учитель рассказывает, опираясь на текст учебника).
3. Освобождение советской земли и открытие второго фронта. При изучении данного раздела весьма желательно использование настенной карты; при ее отсутствии можно воспользоваться картой учебника «Военные действия 1942-1945 гг.».
План изложения
Окончательный переход военной инициативы на советско-германском фронте к Красной Армии.
Наступательные операции января-мая 1944 г.: деблокирование Ленинграда; освобождение Правобережной Украины и выход к границам Румынии; освобождение Крыма и Причерноморья.
Преимущество Красной Армии перед вермахтом в военном искусстве.
Открытие второго фронта во Франции.
Операция «Багратион»; освобождение Белоруссии и Восточной Польши.
Выход Финляндии из войны. Неизбежность военного поражения Германии.
Домашнее задание: §26
· подготовить устные ответы на вопросы 1-4 к §26.
· письменно выполнить задание 5 к §26.