Понятие политической системы общества, генезис, современный этап: структура и ее элементы.

Политическая система общества - это совокупность государственных и негосударственных организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими участвовать в завоевании, удерживании и использовании государственной власти.

Политическая система имеет ряд характерных черт: - именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть; - зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества; - обладает относительной самостоятельностью.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними.

Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.

43. Роль государства в политической системе общества (на примере РФ).

Государство это основной элемент политической системы, чья роль состоит в том, что оно представляет собой организацию всех граждан, являясь единственной полновластной организацией для всего общества. Оно является единственным собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества. Государство осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, издает правовые нормы, а также обладает механизмом принуждения. Государство обладает внешним и внутренним суверенитетом и при этом определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и признано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в данной сфере широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давлений и т.п.;

- регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

- может осуществлять контроль за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в наличии и активности государственной власти. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп.

Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

В структуру партии входят партийный аппарат, региональные отделения, рядовые члены партии и ее сторонники. Партии имеют свою внутреннюю иерархию, постоянное членство и организованы должным образом, т.е. имеют свою программу, устав, а также они должны быть зарегистрированы.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Легальными функциями партий являются избирательная, управления и контроля. Политические партии участвуют в избирательной кампании с целью завоевания мест в представительных органах власти. Функция управления, политического руководства государством осуществляется правящей партией, одержавшей победу на выборах. Функция контроля отводится оппозиционным партиям.

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Наши рекомендации