Понятие и структура политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы

Категория «политическая система», наряду с категорией «власть», занимает центральное место в политической науке. Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества американским политологом Т. Парсонсом (1902-1979). Впервые теория политических систем была детально разработана американским политологом Д. Истоном в 50-60-х гг. нашего столетия.

В современной политической науке сложились два подхода к анализу политической системы (системный и институциональный).

Далее следует сказать, что при системном подходе политическая система предстает в виде искусственно созданного, теоретического, мыслительного конструкта, инструмента, позволяющего выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (партий, государства, профсоюзов, политической культуры ит.д.). Отметим, что при таком подходе политическая система представляется как целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой, т. е. всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» - обратное воздействие системы на среду. Согласно Д. Истону различают два типа входа: требования и поддержка. Обратите внимание, что политическая система в процессе функционирования «перерабатывает» требования и на выходе появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов.

Второй подход к рассмотрению политической системы дает более конкретное представление о политической системе, его часто называют институциональным (институт -лат. Institutum - установление, учреждение). Политический институт - это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, партии, общественные организации и др.)

Политическая система- совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Структура политической системы – это ее внутреннее строение, внутренняя организация ее основных компонентов.

В структуре политической системы можно выделить четыре основных компонента или подсистемы.

1. Институциональная подсистема состоит из общественно-политических институтов и организаций.

Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество. Институтом любой развитой политической системы являются также политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Отметим, что на политическую жизнь общества оказывают сильное влияние такие элементы политической системы как общественные организации и движения, трудовые коллективы.

2. Нормативная (регулятивная) подсистема выступает в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы.

3. Функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь. Конкретное выражение функциональная подсистема находит в политических отношениях и политическом режиме.

4. Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.

По мнению многих политологов, политико-идеологический компонент включает в себя политическое сознание и политическую культуру.

Важно уяснить, что одной из наиболее существенных характеристик любой политической системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ею определенных функций.

Можно использовать классификацию современных американских политологов Г. Альмонда и Дж. Пауэлла.

1. Функция выражения интересов. Политическая система через различные организации должна представлять интересы различных социальных групп.

2. Функция обобщения интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен. Поэтому требуется их обобщение, распределение по степени важности, перевод требований на язык программ и доведение их до власти.

3. Функция выработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, издавая законы, нормативные документы.

4. Функция применения правил. Выполнение этой функции - прерогатива исполнительных органов, реализующих предписания законодателей.

5. Функция контроля за применением правил. Эту функцию осуществляют судебные органы и органы насилия.

6. Функция политической коммуникации. Она предполагает различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами и т.д.

Функции политической системы не являются неизменными. Они развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки, политической стабильности.

Далее рассмотрим типы политических систем. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую; контннснтально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Альмонд).

Политические системы могут классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам. Следует отметить, что существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим.

Понятие «политический режим» определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).

Политический режим— совокупность наиболее типич­ных приемов, способов и методов, используемых при реали­зации политической власти, которые нормативно регулиру­ют реальный процесс функционирования и взаимодействия государства, общества, личности. Политический режим — это повседневная практика функционирования власти. Отметим, что в политической науке одним из первых определение политического режима дал М. Дюверже, а другой французский политолог Ж. Л. Кермонн выделил основные компоненты политического режима:1) принцип легитимности; 2) структура институтов; 3) партийная система; 4) форма государства.

Выделяют тоталитарный, авторитарный и демократический политический режим.

Тоталитарный режим установился в ряде стран в первой половине XX века. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis», что означает «весь, полный, целый». В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 году.

Тоталитаризм означает полный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизни и деятельности общества и каждого человека. Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено). Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует.

Характерные признаки тоталитарного режима. В политической сфере для него характерны:

1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования.

2. Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции.

3. Сращивание партийного и государственного аппарата. когда во главе партии и государства стоят "одни и те же лица, имеющие безграничную власть.

4. Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

6. Наличие разветвленной карательной системы.

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка и создание нового типа личности. Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный режим, занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией -наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Характерные черты, присущие авторитаризму:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа) и т.д.

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

5. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов.

6. Отказ от тотального контроля за обществом.

Авторитаризм - неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. «Разрешено все, кроме политики». Власть осуществляет частичный контроль над средствами массовой информации. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Демократический режим. В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений:

1. Дословно переводится с греческого как «власть народа». Используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

2. Используется как определение формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (партийная, профсоюзная, производственная, семейная демократия).

3. Рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этого идеала ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и др.

4. Как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

Основные признаки или характерные черты демократии:

1.Признание народа источником верховной государственной власти, народный суверенитет. Суверенитет народа проявляется в том. что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически их сменять, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный ограниченный срок.

3. Свободные выборы предполагают соблюдение следующих условий: свободу выдвижения кандидатур. свободу избирательного права, т. е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос», свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

5. Наличие реально функционирующей многопартийной системы.

6. Соблюдение принципа разделении властей в системе государственной власти.

7. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получать полное представление о существе рассматриваемого вопроса: право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

8. Верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование правового государства. «Разрешено все, что не запрещено законом».

Следует подчеркнуть, что перечисленные черты демократического режима рисуют идеальную модель, которая практически нигде в жизни не встречается.

Многочисленные научные исследования, осуществленные на Западе после второй мировой войны, выявили целый ряд предпосылок демократии.

Экономические предпосылки демократии:

1.Относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.

2. Высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население.

3. Развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио, телевидения.

4. Рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности.

Социальные предпосылки демократии:

1.Относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия.

2. Наличие многочисленного и влиятельного .среднего класса и предпринимателей.

3. Грамотность населения, его образованность в целом.

В современном мире растет влияние и внешних факторовдемократизации: политического, экономического, информационного, не исключая и военный. Важна разносторонняя помощь государств, уже воплотивших демократию.

В настоящее время переход общества к демократии осу­ществляется в основном эволюционным путем. Переход к де­мократии достаточно долговременный и сложный про­цесс. По оценкам американского политолога Р. Даля(1915) демократия сложилась в половине стран мира с числом граждан не более половины жителей Земли. Она пока не одержала окончательной победы.

Безусловно, современные демократические режимы далеки от идеала, да и сама демократия имеет недостатки, на которые указывал еще А. Токвиль. Вспомним слова премь­ер-министра Великобритании У. Черчилля (1874-1965)о том, что «демократия — наихудшая форма правления, если не считать все остальные», «демократия — ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не при­думало».

Наши рекомендации