Понятие и структура, функции и основные элементы политической системы общества

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания…………...……………….. …….. 4

Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6

Введение …………………………………………………………………..... 7 - 8

1. Понятие и структура, функции и основные элементы

политической системы общества …………………………………………........... 8-15

2. Типология политических систем ………………………….…………….…….15-18

3. Признаки государства, отличающие его от других организаций

политической системы …………………………………………..……………….19-21

4. Взаимодействие государства с другими элементами

политической системы …………………………………………………………....21-40

Выводы……………………………………………………………………... 40-41

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятие и структуре и функционировании политической системы общества.

2. Классифицировать политические системы на типы.

3. Выделить и раскрыть признаки, по которым государство, отличается от других организаций политической системы.

4. Знать разновидности элементов политической системы и их взаимодействие с государством.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, политологические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распределение учебного времени
  Введение 10 мин
1. Понятие и структура, функции и основные элементы политической системы общества 20 мин
2. Типология политических систем 10 мин
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций политической системы 15 мин.
4. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы 30 мин.
  Заключение 5 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Воскресенский Ю. Понятие "средства массовой информации". Роль коммуникации и СМИ в политической системы общества // Юрист. 2005. № 6. С. 37-39.

2. Корепанов С.Е. Совершенствование избирательного законодательства - залог развития политической системы общества // Особенности реализации избирательного законодательства на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 - 27 октября 2007 года. Тюмень, 2007. С. 3-7.

3. Махмудов З.Ч. Роль молодежных общественных объединений в политической системе современного общества // Право и политика. 2008. № 3. С. 650-653.

4. Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. 2009. № 4. С. 4-6.

Дополнительная литература:

1. Бобылев А.И. Государство и право в политической системе общества // Право и политика. 2002. № 10. С. 4-16.

2. Истомина Т.А. О месте категории " политическая система общества" в отечественной теории государства и права // Вестник Амурского государственного университета. Вестник Амурского государственного университета. № 38. Благовещенск. 2007. С. 42-45.

3. Истомина Т.А. Функции политической системы общества // Вестник Амурского государственного университета. Научно-теоретический журнал. № 32. Благовещенск. 2006. С. 30-31.

4. Кулик О.В., Лизикова И.И. О месте государства в политической системе общества // Проблемы развития государства и права в современном Российском обществе: Роль позитивного права в правовой жизни общества. Сборник научных статей. Вып. 7. 2006. С. 5-25.

5. Погорадзе А.А. Политическая и правовая культура как фактор конструирования правовой системы общества // Современные проблемы юридической науки. Сборник научных статей. Вып. 3. Новосибирск, 2003. С. 24-27.

6. Пяткина Т.Ю. Партии в политической системе российского общества // IV Державинские чтения в Республике Мордовия. Материалы региональной научно-практической конференции, г. Саранск, 29-30 апреля 2008 г. Саранск. 2008. С. 82-85.

7. Силаев В.С. Структурные элементы политической системы общества (методологический анализ) // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. № 12.Челябинск, 2007. С. 17-21.

ВВЕДЕНИЕ

Для глубокого и всестороннего понимания государства важно его рассматривать не только само по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.

Что она собой представляет? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимает и какую роль играет государство? Эти и многие другие вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно. Ведь от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем. Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.

Всякое политически оформленное общество имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.

Появление категории «политическая система» неразрывно связано с развитием системного анализа общества американским социологом Т. Парсоном. Теория Т. Парсона заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Кроме того, сравнение, сопоставление государства и других политических институтов общества позволяет лучше познать государство, его суть структуру, организацию деятельности. Вот почему данная тема о месте и роли государства в политической системе общества является очень важной в современной теории государства.

Таким образом, политическая система общества – это сложное, многогранное явление, изучаемое теорией государства и права, политологией, социологией, философией и другими науками. В частности, теория государства и права исследует ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство – специфическая форма управления обществом. В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения, граждане и т.п. Граждане избирают высшие и местные органы власти, президента, выражают свою волю на референдуме, иным образом участвуют в управлении общественными делами: например, каждый имеет право направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы. Объединения граждан, создаваемые по различным признакам, также оказывают активное влияние на политическую жизнь общества, участвуя, к примеру, в выборах.

Все эти субъекты политики, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

В зарубежной и отечественной научной литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятие политической системы. Она определяется:

- как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон),

- как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд),

- как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме),

- как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко),

- как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций, институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н. Топорнин, А. Лопатка).

Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает ее сложный и противоречивый характер, а с другой – выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.

На основе рассмотренных характеристик можно дать более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и негосударственных социальных институтов (объединений, организаций людей), реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Политическая система общества – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.); в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Подходы к пониманию политической системы:

1. Узкий (формально-юридический) подход к пониманию политической системы:

Политическая система:

- Государство – основной элемент политической системы;

- политические партии;

- массовые политические движения;

- трудовые коллективы, коллективы граждан и т.п.

- общественные объединения (профсоюзы);

- социальные элиты;

- организованные преступные сообщества;

- крупные экономические структуры, основанные на частном (в том числе иностранном) капитале.

2. Широкий (философско-правовой) подход к пониманию политической системы:

Структураполитической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны.

Компонентами политической системы являются:

1) совокупность политических объединений (государство, политические партии и движения, общественные организации и трудовые коллективы);

2) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

3) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

4) политическая практика, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений (политическая практика – состоит из политической деятельности и совокупного политического опыта);

5) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические стороны политической власти и политической системы;

1) Политическая объединения (организации) - совокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общественными процессами.

2) Политические отношения – это отношения людей по поводу государственной власти, устройства и управления обществом. Эти отношений возникают на определенном этапе развития общества, когда извечная социальная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает удовлетворяться при активном участии такого специфического социального института, как государство.

Очевидно, что политические отношения формируются при участии сознания людей. Однако, складываясь подобным образом, политические отношения реальны, так как существуют не в головах людей, а выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. Иначе говоря, сфера политических отношений выходит далеко за рамки духовной жизни.

Деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям управлять обществом, влиять на многие внешние и внутренние параметры его существования, например, через приоритеты экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно содействовать или препятствовать развитию культуры, науки, религии.

Отношения, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть све­дено к двум основным типам:

1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям);

2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные за­ведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфи­ческих функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленчес­кие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

3) Политические и правовые нормы - сложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, политических традиций и про­цедур. Политические нормы и возникающие на их основе отно­шения называются политическими институтами.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснования принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

4) Политическая практика (деятельность) — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразо­вание и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Это политичес­кое отчуждение - оно выражается в сосредоточении усилий чело­века на решении проблем личной жизни, при их отрыве и проти­вопоставлении общественной, политической.

Политическая пассивность - это вид политической деятель­ности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраня­ясь от политической самостоятельности.

Критерием активной деятельности служит стремление и воз­можность, воздействуя на политическую власть или непосредст­венно используя ее, реализовать свои интересы.

5)Политическое сознание и политическая культура.

Под поли­тическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений ду­ховности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений.

В политическом сознании выделяются два уровня орга­низации:

концептуальный - политические теории, доктри­ны, программы, учения;

обыденный - несистематизирован­ные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура - это система ценностей, политичес­ких идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отноше­ний.

Являясь отражением и формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политические идеи, представления, взгляды, традиции, ценностные ориентации участников политической жизни оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Особенно велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Состояние политического сознания, его направленность, степень зрелости и динамика развития выражаются в общественном мнении. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроения масс.

Функции политической системы:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) распределение материальных и духовных ценностей;

4) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

5) формирование политического сознания, приобщения членов общества к политическому участию и деятельности;

6) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

7) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

8) контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы.

Элементы структуры политической системы общества:

Государство; политические партии, общественные объединения (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, иные объединения – молодежные, женские, спортивные, творческие, ветеранов, инвалидов и т.д., массовые общественные движения, церковь); органы местного самоуправления (в том числе и трудовые коллективы); граждане (или – граждане и подданные, или народ). В юридической и политологической литературе в качестве элементов политической системы общества иногда называют также политические лидеры, политические элиты, средства массовой информации, группы давления, группы интересов, политические отношения, формы непосредственной демократии и др.

Наши рекомендации