ІII. Словарно-орфографическая работа
— Отгадайте загадки, запишите отгадки и подчеркните орфограммы.
* * *
Красный нос в землю врос, То я в клетку, то в линейку,
А зеленый хвост снаружи. Написать на мне сумей-ка!
Нам зеленый хвост не нужен, Можешь и нарисовать,
Нужен только красный нос. Что такое я?
(Морковь.) (Тетрадь.)
Старик у ворот Если ты его отточишь —
Тепло уволок. Нарисуешь все, что хочешь:
Сам не бежит Солнце, море, горы, пляж...
И стоять не велит. (Мороз.) Что же это? (Карандаш.)
** *
Сам алый, сахарный, Хозяин лесной
Кафтан зеленый, бархатный. Просыпается весной.
(Арбуз.) А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
— Какие орфограммы подчеркнули?
— В какой части слова они находятся? (В корне.)
— Что объединяет эти слова? (Словарные, слова заканчиваются на парный согласный.)
IV. Сообщение темы и цели урока
—Исходя из минутки чистописания, какова тема нашего урока?
— Чему мы должны научиться? (Ответы.)
V. Изучение нового материала. Проблемная ситуация
— Ребята, помогите разрешить спор между вашими ровесниками Сашей и Наташей. Прочитайте предложения, записанные данными учениками, и определите, кто из них прав.
Саша сделал такую запись:
Короф погнали пастись на лук. Пастух вырезал из вербы прут.
А Наташа — такую:
Коров погнали пастись на луг. Пастух вырезал из вербы пруд.
— При этом Саша рассуждал так: «На конце слова пишем так, как слышим». А Наташа считала так: «Если на конце слова слышим глухой согласный звук, то надо обозначать его буквой парного звонкого согласного».
— Кто же из них прав? (Дети высказывают свои мнения.)
Выписываются пары слов из предложений Саши и Наташи:
Короф — коров, лук — луг, пруд — прут.
—Прочитайте эти слова. Что вы заметили? (Одинаково произносятся.)
— А по смыслу эти слова одинаковы? А пишутся одинаково?
— Какой можно сделать вывод? (Чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, их надо проверять.)
— Правильно, если мы слышим такой звук — это сигнал к тому, что нужно применить правило и проверить звук.
— Каким образом? (Подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
Подберите и запишите проверочные слова.
Коровы — коров, луга — луг, пруды — пруд, прутик — прут.
Работа с правилом на с. 30.
— Приведите примеры.
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
ü Упражнение 57, с. 31 (устно),
ü Упражнение 58, с. 31 (с комментированием).
— Как проверить правописание парных согласных в корне слова?
ü Упражнение 59, с. 32 (самостоятельно).
Проверка.
Работа по вариантам.
1 вариант — соедините стрелкой слова с орфограммой «Парные согласные» и проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы.
Сколь..кий | покрошить |
Кро..ка | ксользить |
Кре..кий | укрепить |
Свя..ка | ходить |
Похо..ка | связать |
2 вариант — вставьте пропущенные буквы, соедините пары.
Гла..кий | Крепок |
Ле..кий | Гибок |
Бли..кий | Робок |
Ре..кий | Сладок |
Ги..кий | Ловок |
Ро.кий | Гладок |
Кре.,кий | Близок |
Ло..кий | Резок |
Сла..кий | Легок |
VII. Подведение итогов. Рефлексия
— С какой орфограммой мы сегодня работали?
— Как проверить правописание парной согласной в корне?
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 60, с. 32, правило на с. 30.
Русский язык Дата
ТЕМА: Способы проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слов
Цель:обучать различным способам проверки орфограммы «Парные согласные в корне слов»;
развивать орфографическую зоркость;
обогащать речь
Ход урока
I. Организационный момент
* * *
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Чистописание
— Вместо вопросительного знака вставьте необходимую букву. Для этого определите, как связаны буквы правого столбца с соответствующими словами левого столбца.
Снег г Ложка ж
Мороз ? Робко б
— Вместо вопросительного знака надо вставить букву «з». Почему? (Ответы.)
— Итак, на минутке чистописания мы будем писать букву «з». Расскажите все, что вы знаете о ней.
— Определите порядок следования букв в данном ряду.
— Напишите эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
3за 3зб Ззв 3з