Изменилась ли политика США в связи со сменой руководства Белого дома? Как вы оцениваете возможность взаимодействия с США в вопросах безопасности?
Николай Патрушев:Объективную оценку политике своих властей должны давать граждане США. О том, в какую сторону меняется курс США после смены руководства Белого дома, говорят данные социологических опросов, проведенных за последнее время в самих
Однако вне зависимости от того, кто является президентом США, и от текущей конъюнктуры в американской внутренней политике, необходимо помнить, что наши страны - как крупнейшие ядерные державы - несут особую ответственность в сфере обеспечения международной безопасности. Это накладывает на нас серьезные обязательства не только перед нашими народами, но и перед всем миром. От нас ждут выполнения договоренностей по основным международным проблемам, ждут налаживания эффективной координации действий, которая способствовала бы укреплению стабильности в мире.
Мы выражаем готовность к сотрудничеству с Западом. Несмотря на все возникающие трудности, продолжаем поиск точек соприкосновения. Видим, что и со стороны партнеров, вопреки скоординированному курсу по сдерживанию России, все же предпринимаются попытки сохранить отдельные направления взаимодействия. Продолжаются контакты по линии внешнеполитических и силовых ведомств, осуществляется взаимодействие между деловыми кругами. Конечно, не хотелось бы, чтобы в дальнейшем такое сотрудничество сводилось лишь к подсчету упущенных возможностей.
Вероятно фактор "российской угрозы" будет и дальше использоваться Западом, прежде всего для оправдания роста военных расходов?
Николай Патрушев: Действительно, Соединенные Штаты сегодня изображают Россию в виде одной из главных угроз, но не только для увеличения военных расходов. Тем самым они наносят ущерб российско-европейским отношениям, которые всегда были на порядок масштабнее взаимодействия США с нашей страной.
Новое американское руководство не намерено отказываться от идеи сохранения доминирующей роли своего государства в мире и будет стремиться добиваться этого за счет комплексного использования политико-дипломатических, экономических, информационных и силовых мер.
Мы также анализируем происходящие изменения в деятельности НАТО и отдельных стран альянса. Некоторые из них в ускоренном порядке приступили к оснащению своих вооруженных сил современным высокоточным оружием, мотивируя это необходимостью принятия срочных мер по сдерживанию России на восточном фланге НАТО.
Россия же вынуждена принимать ответные меры военно-политического и иного характера, связанные, в том числе, с повышением боевых возможностей Вооруженных Сил.
Но такое положение дел не должно продолжаться.
У нас и НАТО - целый ряд общих вызовов и угроз, на противодействии которым следует сосредоточиться. И делать это нужно совместными усилиями. Единственный выход - перейти к планомерной и последовательной работе, основанной на учете озабоченностей друг друга в сфере безопасности.
Примеры развития такого диалога имеются.
23 мая в Твери начнет работу ежегодная международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Какие темы будут рассмотрены на этом, уже восьмом по счету форуме?
Николай Патрушев: Такие встречи, проходящие под эгидой Совета безопасности Российской Федерации, с годами становятся все более востребованными. К нам приезжают партнеры из десятков стран мира, от которых зависит принятие ответственных решений в сфере безопасности. При этом их число неуклонно растет.
Если в первом таком форуме в 2010 году в Сочи приняли участие представители 44 стран, то в прошлом году в Грозном - уже 75 государств.
На восьмую встречу в Твери ожидаем прибытие представителей уже более 80 стран. Возглавят делегации секретари советов безопасности, помощники президентов и премьер-министров по вопросам национальной безопасности, отвечающие за силовой блок вице-премьеры, министры, руководители специальных служб или лица, которым главы государств поручат участвовать в конференции, а также представители профильных структур ООН.
В ходе форума нам предстоит обсудить актуальные проблемы международной информационной безопасности и меры по ее обеспечению.
Второй, не менее важной темой, заявлено международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью.
В этом году гости форума также получат возможность принять участие в тематических "круглых столах" и в профессиональной обстановке обсудить такие чувствительные темы, как борьба с международным терроризмом, противодействие "цветным революциям", военно-политическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Уверен, что встречи в таком формате будут содействовать координации усилий государств на этих и других направлениях, обеспечению равных прав и возможностей стран в сфере безопасности при безусловном соблюдении основополагающих принципов и норм международного права.
Один из регионов, который должен сегодня стать зоной сотрудничества различных государств, - это Арктика. Не секрет, что арктической проблематике Совет безопасности уделяет очень большое значение.