Таб. 5.6.7. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет

  упростилось Практически не изменилось усложнилось разница между положительными и отрицательными оценками
Южный ФО 37,2 45,8 13,9 123,3
Уральский ФО 28,8 45,5 19,1 109,7
Сибирский ФО 29,4 43,7 21,5 107,9
Северо-Западный ФО 24,1 47,5 21,6 102,4
Дальневосточный ФО 22,2 50,7 21,3 100,9
Приволжский ФО 25,8 44,0 25,7 100,1
Центральный ФО 20,1 53,8 21,1 99,1
в целом по РФ 26,6 47,5 20,8 105,8

Наибольший прогресс в плане отношений предпринимателей с налоговыми органами за последние годы, по оценке респондентов, достигнут в Южном ФО. Остальные ФО отстают, при этом в Центральном ФО, как заявляют предприниматели, стало немного хуже.

Степень распространенности практики т.н. «откатов» характеризует уровень коррупции. На графике (рис. 5.6.8) показаны индексы – разница между положительными и отрицательными оценками плюс 100, индекс свыше 100 свидетельствует о том, что ситуация по данному показателю относительно благополучна.

Рис. 5.6.8

Таб. 5.6.7. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет - student2.ru

На графике видно, что в Центральном ФО ситуация с откатами несколько лучше, чем в среднем по России и отдельным ФО. В остальных ФО положение примерно одинаково.

Поддержка малого предпринимательства

В рамках раздела респондентов просили охарактеризовать отношение органов власти и управления всех уровней к малым предприятиям.

Говоря об отношении к деятельности региональных властей, отметим, что предприниматели в целом оценивают ее скорее позитивно, о чем говорит индекс, отражающий разницу между положительными и отрицательными ответами: он превышает 100 в целом по России и по отдельным ФО. Предприниматели Дальневосточного ФО настроено к своим властям достаточно критично, особенно по сравнению с респондентами из Южного ФО (таб. 5.7.1), данные отранжированы по индексу).

Таб. 5.7.1. Отношение региональных властей к малому бизнесу

  создают благоприятные условия создают приемлемые условия скорее мешают очень мешают разница между положительными и отрицательными ответами
Южный ФО 6,8 49,8 26,5 3,5 126,5
Приволжский ФО 4,4 50,6 25,9 4,4 124,7
Сибирский ФО 4,6 45,2 27,4 4,8 117,7
Уральский ФО 6,5 43,8 29,5 3,8 117,1
Северо-Западный ФО 2,9 44,7 29,7 2,4 115,4
Центральный ФО 3,5 48,0 35,0 3,2 113,3
Дальневосточный ФО 2,9 40,1 29,4 5,8 107,8
в целом по РФ 4,5 46,9 29,2 3,9 118,3

Так же хорошо предприниматели оценивают политику в отношении малого бизнеса федеральных органов власти и управления (таб.5.7.2).

Таб. 5.7.2. Отношение федеральных властей к малому бизнесу

  создают благоприятные условия создают приемлемые условия скорее мешают очень мешают разница между положительными и отрицательными ответами
Южный ФО 6,3 48,6 23,2 3,2 128,5
Приволжский ФО 5,6 47,7 23,1 4,3 125,9
Сибирский ФО 4,0 42,2 23,6 4,1 118,5
Центральный ФО 3,5 47,4 29,9 2,5 118,5
Северо-Западный ФО 3,5 42,2 26,3 2,2 117,2
Уральский ФО 7,1 39,2 29,7 3,7 112,8
Дальневосточный ФО 3,5 39,1 26,2 7,3 109,0
в целом по РФ 4,7 44,9 25,8 3,7 120,0

Что касается деятельности местных властей, то здесь средний показатель несколько ниже, и в одном ФО – Дальневосточном - индекс опустился ниже 100, что говорит об отрицательной оценке политики местных органов власти в отношении малого бизнеса (таб.5.7.3).

Таб. 5.7.3. Отношение местных властей к малому бизнесу

  создают благоприятные условия создают приемлемые условия скорее мешают очень мешают разница между положительными и отрицательными ответами
Уральский ФО 11,6 42,5 28,4 7,5 118,2
Приволжский ФО 5,9 46,8 30,0 6,8 115,8
Южный ФО 7,6 44,4 30,9 6,8 114,3
Северо-Западный ФО 6,0 40,8 33,1 5,1 108,6
Сибирский ФО 4,0 42,9 32,3 7,1 107,4
Центральный ФО 4,2 44,5 36,8 6,3 105,6
Дальневосточный ФО 4,4 31,1 33,7 12,8 89,0
в целом по РФ 5,8 42,9 32,6 7,1 109,0

В этой связи, интересно посмотреть, на какой из уровней власти малый бизнес возлагает наибольшие надежды. Таковыми оказались как раз муниципальные (местные власти): по мнению 42.1% предпринимателей, именно власти муниципалитетов должны больше других уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса (рис. 5.7.1). Это объясняет низкую оценку деятельности местных властей: от них большего ждут, но пока немного получают. На втором месте (28.7%), с небольшим отрывом от третьего власти региона. Затем идут федеральные власти (22.8%).

Эти результаты связаны с тем, что в своей повседневной деятельности, естественно, бизнес контактирует с чиновниками на местах, а не членами федерального правительства. При этом, даже если предприниматели взаимодействуют, например, с пожарной инспекцией или налоговыми органами (которые, вообще-то, относятся к федеральным службам), они во многих случаях воспринимают их как «местные», то есть, «не центральные».

Рис. 5.7.1

Таб. 5.6.7. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет - student2.ru

Только в Южном ФО региональные власти конкурируют как основной патрон малого предпринимательства с местными властями, во всех других случаях респонденты считают, что именно местные власти должны создавать условия для развития и поддерживать малый бизнес. Напомним, что в ЮФО наиболее высоко оценивают деятельность региональных властей по поддержке малого предпринимательства.

5.8 Деловые сети (преодоление административных барьеров)

Раздел включает в себя один вопрос, посвященный проблеме преодоления административных барьеров. Способы преодоления барьеров можно разделить на формальные (легальные) и неформальные. Не всегда верно возлагать ответственность за развитие малого бизнеса, создание благоприятного бизнес-климата в регионе исключительно на органы власти. Многое зависит от того, каких стратегий взаимодействия с представителями властей придерживаются предприниматели. Если практика обращения к формальным институтам получает широкое распространение, а неформальные подходы, напротив, рассматриваются как маргинальные, малоприемлемые или в принципе неприемлемые – это неизбежно стимулирует дрейф аппарата управления в сторону большего учета интересов предпринимательства.

Основные стратегии преодоления административных барьеров, которые предпочитают в тех или иных ФО, показаны в таб.5.8.1.

Наши рекомендации