Таб. 6.5.4. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговыми органами за последние пару лет

  регион Упрост. Не изм. Усложн. Затр. Отв. индекс  
Республика Адыгея 78,0 18,0 2,0 2,0 176,0 Нетипично преуспевающие регионы
Республика Северная Осетия 50,0 46,0 4,0 0,0 146,0 Преуспевающие регионы
Республика Калмыкия 62,0 18,0 18,0 2,0 144,0
Алтайский край 58,0 20,0 18,0 4,0 140,0
Республика Мордовия 50,0 34,0 12,0 4,0 138,0
Республика Бурятия 48,0 28,0 12,0 12,0 136,0
Республика Ингушетия 46,0 42,0 12,0 0,0 134,0
Приморский край 44,0 40,0 10,0 6,0 134,0
Ставропольский край 38,0 50,0 8,0 4,0 130,0
Мурманская область 40,0 38,0 10,0 12,0 130,0
Республика Башкортостан 36,7 46,9 8,2 8,2 128,6
Курганская область 40,8 34,7 12,2 12,2 128,6
Белгородская область 44,0 40,0 16,0 0,0 128,0
Ямало-Ненецкий АО 48,0 30,0 20,0 2,0 128,0
Челябинская область 36,0 54,0 10,0 0,0 126,0 Типичные регионы выше среднего
Кемеровская область 37,0 46,3 14,8 1,9 122,2
Краснодарский край 38,0 40,0 16,0 6,0 122,0
Волгоградская область 37,7 41,5 17,0 3,8 120,8
Брянская область 36,0 44,0 16,0 4,0 120,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 40,0 30,0 20,0 10,0 120,0
Владимирская область 21,6 72,5 3,9 2,0 117,6
Чувашская республика 32,0 50,0 16,0 2,0 116,0
Липецкая область 24,0 64,0 8,0 4,0 116,0
Тамбовская область 34,0 44,0 18,0 4,0 116,0
Нижегородская область 36,7 40,8 22,4 0,0 114,3
Кировская область 26,0 60,0 12,0 2,0 114,0
Ростовская область 18,0 76,0 4,0 2,0 114,0
Республика Алтай 40,0 32,0 28,0 0,0 112,0
Амурская область 22,0 58,0 10,0 10,0 112,0
Смоленская область 30,0 44,0 20,0 6,0 110,0
Республика Саха (Якутия) 22,0 52,0 14,0 12,0 108,0
Новгородская область 28,0 44,0 20,0 8,0 108,0
Тюменская область 24,0 56,0 16,0 4,0 108,0
Рязанская область 25,0 55,8 17,3 1,9 107,7
Магаданская область 19,0 64,3 11,9 4,8 107,1
Кабардино-Балкарская республика 26,0 50,0 20,0 4,0 106,0
Омская область 29,4 39,2 23,5 7,8 105,9 Средние регионы
Псковская область 27,5 51,0 21,6 0,0 105,9
Ленинградская область 22,4 46,9 18,4 12,2 104,1 Типичные регионы ниже среднего
Республика Дагестан 16,0 68,0 12,0 4,0 104,0
Курская область 30,0 42,0 26,0 2,0 104,0
Ивановская область 19,6 58,8 15,7 5,9 103,9
Республика Коми 16,0 64,0 14,0 6,0 102,0
Пензенская область 32,0 38,0 30,0 0,0 102,0
Томская область 22,0 54,0 20,0 4,0 102,0
Тульская область 6,0 76,0 4,0 14,0 102,0



Иркутская область 21,6 52,9 19,6 5,9 102,0 Типичные регионы ниже среднего
Самарская область 25,5 43,1 23,5 7,8 102,0
Республика Карелия 18,9 54,7 18,9 7,5 100,0
г. Санкт-Петербург 20,7 44,7 20,7 14,0 100,0
Карачаево-Черкесская республика 18,0 58,0 22,0 2,0 96,0
Республика Татарстан 22,0 44,0 26,0 8,0 96,0
Новосибирская область 22,0 40,0 26,0 12,0 96,0
Сахалинская область 21,6 47,1 27,5 3,9 94,1
Республика Марий Эл 16,0 56,0 22,0 6,0 94,0
г. Москва 16,7 53,3 23,3 6,7 93,3
Калужская область 25,0 38,5 32,7 3,8 92,3
Республика Хакасия 14,0 64,0 22,0 0,0 92,0
Калининградская область 24,0 40,0 32,0 4,0 92,0
Читинская область 4,0 84,0 12,0 0,0 92,0
Костромская область 3,8 76,9 13,5 5,8 90,4
Архангельская область 20,0 44,0 30,0 6,0 90,0
Вологодская область 20,0 44,0 30,0 6,0 90,0
Оренбургская область 16,0 54,0 26,0 4,0 90,0
Саратовская область 30,0 26,0 40,0 4,0 90,0
Свердловская область 8,0 66,0 18,0 8,0 90,0
Астраханская область 19,2 42,3 30,8 7,7 88,5
Воронежская область 8,0 70,0 20,0 2,0 88,0
Пермская область 18,0 50,0 30,0 2,0 88,0
Удмуртская республика 20,0 44,0 34,0 2,0 86,0
Орловская область 18,4 42,9 32,7 6,1 85,7
Ярославская область 7,8 54,9 23,5 13,7 84,3 Отстающие регионы
Ульяновская область 14,0 40,0 32,0 14,0 82,0
Камчатская область 16,0 46,0 36,0 2,0 80,0
Ханты-Мансийский АО 16,0 32,0 38,0 14,0 78,0
Красноярский край 16,0 34,0 42,0 8,0 74,0
Московская область 10,0 44,0 36,0 10,0 74,0
Хабаровский край 10,0 50,0 38,0 2,0 72,0
Коми-Пермяцкий АО 12,5 33,3 52,1 2,1 60,4 Нетипично отстающие регионы
Тверская область 0,0 45,1 54,9 0,0 45,1


Примерно в половине регионов ситуация за последние два года, по оценке респондентов, улучшилась. В этом плане безусловным лидером оказалась Адыгея, также среди лидеров ряд других национальных республик.

Что касается республик Северного Кавказа, где контакты с налоговыми службами, по словам респондентов, заметно облегчились, консультанты из этих регионов ссылались на особый культурный фон, который соответственно отражается на отношениях бизнеса и представителей государства (не только налоговых служб). Речь идет о специфике национальных культур, поведенческих стереотипах, которые не позволяют уступать «без боя» явно декларированной агрессии и идти в такой ситуации на какие-либо уступки. В результате у представителей органов власти (как, кстати, и криминалитета) есть четкое понимание, что затраты на достижение незаконных целей могут превзойти вероятные выгоды. Фактор национальной специфики республик Северного Кавказа будет также играть важную роль, когда речь пойдет об уровне безопасности малого предпринимательства.

Наконец, важным аспектом функционирования малого предпринимательства является возможность продать бизнес, когда в этом появится необходимость. Развитый, хорошо функционирующий рынок бизнесов снижает предпринимательские риски, поскольку облегчает выход из дела, и предприниматель, может держать в уме и такой вариант как продажу бизнеса.

В целом по РФ предприниматели настроены достаточно оптимистично. 22.5% респондентов, что неожиданно много, считают, что собственник бизнеса мог бы продать его без особых проблем, еще 35.7% также считают, что продал бы, хотя и с некоторыми сложностями. В сумме это составляет более половины опрошенных, тогда как доля «пессимистов» не превышает 30%.

Рис. 6.5.6

Таб. 6.5.4. Как изменилась процедура взаимодействия с налоговыми органами за последние пару лет - student2.ru

Рассмотрим теперь ситуацию в региональном разрезе.


Наши рекомендации