Тема 3.Государство как основной элемент политической системы.
Политические партии.
(2 часа)
1. Понятие, природа и сущность государства. Теории происхождения государства.
2. Типы современных государств. Правовое государство и гражданское общество.
3. Понятие, происхождение, функции и классификация политических партий.
4. Типы партий и партийных систем.
5. Общественно-политические движения и организации .
Вопросы для дискуссии
1. Перечислите важнейшие характеристики государства, отражающие его сущность.
2. Назовите основные элементы государства. Почему без этих элементов государство не может существовать?
3. По каким критериям осуществляется типология государств.?
4. Дайте развернутое определение понятия «политическая партия».
5. Каковы основные принципы становления массовых партий?
6. Какие функции выполняют политические партии?
Темы рефератов
1. Институт президентства в современном мире.
2. Партии в зеркале западной политологии.
Методические рекомендации
Государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы. Государство не является вечным спутником истории человечества, в котором были общества и без государства. С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные теории возникновения и существования государства: в теологической теории - это Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы. В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: этнические, демографические, географические, информационные.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Основные признаки государства:
1. Наличие публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть.
2. Суверенитет, т.е. верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях;
3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.
4. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
5. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
6. Обязательность членства в государстве.
7. Право. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество.
Сущность и социальное значение государства выражаются в основных направлениях его деятельности - функциях. Типологию государственных функций проводят по разным основаниям. Наиболее распространенными являются деление на внутренние и внешние, а также классификация их в зависимости от задач, стоящих перед государством.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся функции охранительные и регулятивные, в которые включается правовая, политическая, организаторская, экономическая, социальная и культурно-воспитательная функции.
Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.
Важное научное и практическое значение имеет вопрос о форме государства. Форма государства - это способ организации политической власти. Она состоит из трех элементов:
а) формы государственного правления;
б) формы государственного устройства;
в) политического режима.
Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. «единовластие») - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).
Признаки монархии:
- власть передается по наследству;
- осуществляется бессрочно;
- не зависит от воли населения.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право вето на решения парламента, которым практически не пользуется.
Республика (от лат. «государственные, общественные дела») - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
- выборность власти;
- срочность;
- зависимость от воли избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские, смешаные или полупрезидентские.
Государственное устройство - это национально - территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных и местных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каковы их правовое положение, соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.
Унитарное - это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства, функционирует единая денежная единица. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты и т.д.), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством.
Конфедерация - союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство. Конфедерации существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями.
Известны четыре основных типа государства, определяемых характером господствующего способа производства:
1. Рабовладельческое государство.
2. Феодальное государство.
3. Буржуазное государство.
4. Социалистическое государство.
Основными элементами современного государственного механизма являются:
1) система представительных учреждений или органы государственной власти, которые подразделяются на высшие и местные;
2) исполнительно-распорядительные органы или органы государственного управления;
3) надзорно-контрольные инстанции, которые осуществляют надзор за исполнением законов;
4) судебная система;
5) органы охраны общественного порядка;
6) органы государственной безопасности;
7) вооруженные силы.
***
Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V в. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон.
Концепция правового государства сложилась в XVII -XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.Теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки:
- наличие развитого гражданского общества;
- верховенство закона во всех сферах жизни общества;
- гарантии прав личности;
- взаимная ответственность государства и личности;
- принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Все это потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства.
В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.
Деятельность современного социального государства многогранна. Это - перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. Идея правового социального государства нашла свое отражение в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, где в статье 1 провозглашается: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.
Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. При тоталитарном режиме происходит огосударствление общества. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни.
***
Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества. В политической науке под партией понимается организованное объединение части населения на основе определенной политической программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами. В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:
1) партия как группа людей, объединенных общей идеологией;
2) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;
3) партия как представитель классовых интересов.
Первые два подхода берут начало в концепциях французских мыслителей Б. Констана и М. Дюверже, третий - присущ марксизму.
В генезисе партий М. Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка - политический клуб - массовая партия. В действительности же все эти стадии прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Другие формировались на протяжении длительного отрезка времени. Политические партии, аналогичные современным, появились лишь во второй половине XIX века с расширением избирательного права и развитием рабочего класса.
Каковы функции политических партий? Они выполняют почти все функции, свойственные политической системе:
• выявление, формирование и обоснование интересов тех социальных сил, представителями которых партии выступают, интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;
• формирование идеологии и разработка на ее основе политических доктрин и программ деятельности как самой партии, так и государства;
• политическое просвещение общества в целом или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для партии и отвечающем ее политической линии;
• участие в борьбе за власть, в осуществлении государственной власти, в формировании политической системы общества;
• влияние и непосредственное участие в формировании персонального состава государственных органов, других институтов политического характера, подготовка и выдвижение кадров.
Тип партии - это такая система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Классическим является подход к типологии партий, выделяющий кадровые и массовые партии. Эта типология предложена французским политологом М. Дюверже. Массовые партии - это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием, как формальным, так и неформальным, в политических системах, где они действуют республиканская и демократическая партии в США. Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не имеют массовой опоры, однако могут обладать политическим влиянием, которого достигают посредством союзов с массовыми партиями или благодаря поддержке со стороны определенных групп давления.
По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:
· консервативные;
· реформистские;
· революционные.
С точки зрения классового подхода делятся на:
· буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии;
· помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки;
· мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии;
· рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда;
· крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства.
Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:
· либеральные;
· консервативные;
· социалистические;
· коммунистические и др.
В зависимости от критериев классификации партии могут быть:
· правящие и оппозиционные;
· централизованные и децентрализованные;
· автократические и демократические;
· конфессиональные;
· национальные и т.д.
***
Что такое партийная система? Партийная система - это объединение взаимосвязанных партий, стремящихся к достижению, удержанию и осуществлению власти. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы.
В зависимости от характера политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы. Однако на современном этапе наибольшее распространение получило деление партийных систем по количественному критерию. Согласно данному подходу все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.
Однопартийные системы характерны для тоталитарных и авторитарных режимов. Двухпартийные системы предполагают существование двух политических партий, каждая из которых в состоянии завоевать абсолютное большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь, таким образом, правящей партией. Классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и другие партии, однако их влияние на общество ограничено. Другая разновидность двухпартийной системы связана с возрастающим значением мелких политических партий. Речь идет о ситуации, когда ни одна из двух крупных партий не имеет большинства в парламенте и, чтобы сформировать правительство, должна войти в коалицию с третьей немногочисленной партией, представленной в парламенте. Такая разновидность называется «2,5 партийная система» (ФРГ). Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы.
Отдельно остановимся на деятельности политических партий в Республике Беларусь. В конце 1990г. в СССР вступил в силу закон об объединениях, который официально открыл эпоху многопартийности. С 24 марта 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий. В Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34. В 1998году - 41 политическая партия. На 1 октября 1999 года в республике де-юре существовало 17 партий. В республике существует норматив, при котором партия может быть зарегистрирована, если насчитывается не менее 1000 членов. Несмотря на то, что программы и цели каждой из 17 зарегистрированных партий имеют свои особенности, можно выделить несколько блоков партий.
Наибольшим по общей численности членов является блок левых партий. В него входят Коммунистическая партия Беларуси, Партия коммунистов белорусская, Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости. Партии данного блока, за исключением ПКБ, в целом поддерживают основные направления реализации государственной политики в современной Беларуси. ПКБ же находится в оппозиции.
Второй блок составляют либерально-демократические партии. Этот блок представляют Объединенная гражданская партия и либерально-демократическая партия. Позиция партий этого блока - минимизация роли государства в регулировании экономических процессов, свобода предпринимательства, законность, социальная поддержка населения.
Третий блок представляют две партии - Христианско-консервативная и Белорусского народного фронта. Первостепенное значение в деятельности БНФ занимает идея культурного возрождения белорусов. В конце 1999 года партия БНФ раскололась на два объединения: БНФ и консервативно-христианская партия БНФ.
Социал-демократический блок представлен: партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Социал-демократическая партия народного согласия.
Политические партии в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «О политических партиях» от 28 октября 1994 года.
***
В структуре политической системы общества наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две основные формы общественных объединений - общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.
Что такое общественная организация? Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.
Для общественной организации характерны:
· наличие устава;
· специализированного управленческого аппарата;
· относительная стабильность состава;
· материальное участие членов организации (членские взносы).
К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.
Общественные движения отличаются:
· массовостью;
· широкой социальной базой;
· организационной и идейной аморфностью;
· нестабильностью ориентации и состава.
Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. По отношению к существующему общественному строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. По способам и методам действий на насильственные и ненасильственные.
Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе, иметь ярко выраженный классовый характер (рабочие, крестьянские, буржуазные движения). Антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения носят внеклассовый характер. Общественные движения могут формироваться по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.
Что такое группа интересов? Группа интересов - это добровольная организация, созданная для выражения и представительства интересов входящих в нее людей.
Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она организуется как группа давления. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально- групповых интересов, возникающих в гражданском обществе в политический фактор.
Типичными способами воздействия общественных объединений (групп давления) на органы власти являются:
1) непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти;
2) участие членов организации в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
3) поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, чиновниками государственного аппарата.
Контрольный тест № 3. Вариант 1.
1. К какому понятию относится определение: «Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью».
а) конфедерации;
б) унитарному государству;
в) федерации.
2. Кому принадлежит следующее выражение: «Государство... появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы»?
а) М. Веберу;
б) М. Бакунину;
в) В. И. Ленину;
г) Н. Бердяеву.
3. Среди указанных ниже выделите определения, которые соответствуют понятиям:
1) абсолютная монархия;
2) конституционная монархия;
3) парламентская республика;
4) президентская республика.
а) форма правления, обозначающая, что глава государства (президент или монарх) выполняет чисто ритуальные функции, а реальная исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, которое формируется парламентским большинством.
б) форма правления, при которой верховная государственная власть всецело сосредоточена в руках единоличного главы государства -наследственного монарха.
в) форма правления, при которой полномочия главы государства и главы правительства соединены в едином лице-президенте, избираемом всем народом.
г) форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные - правительству.
1____ 2 ____3 ____ 4 ______
4. В Конституции Республики Беларусь в ст.1 записано, что наше государство является правовым. Это положение следует рассматривать как:
а) реальность сегодняшнего дня;
б) стремление достичь в будущем такого государства;
в) длительный и сложный исторический процесс.
5. Кому из политологов принадлежит общепринятая классификация генезиса партии: аристократическая группировка - политический клуб -массовая партия?
а) М. Острогорскому;
б) Р. Михельсу;
в) М. Веберу.
6. Назовите страну, где сложилась классическая модель многопартийной системы.
а) Республика Беларусь;
б) Австрия;
в) Россия.
7. К какому типу партии относилась КПСС?
а) к парламентской партии;
б) к партии, организующей выборы;
в) к партии - клубу;
г) ни к какой из вышеперечисленных.
8. Для какого общественного объединения характерны наличие устава, управленческого аппарата, стабильность состава, материальное участие членов организации (членские взносы)?
а) общественного движения;
б) общественной организации;
в) группы интереса или группы давления.
9. Назовите статус общественного объединения в Республике Беларусь, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц:
а) международный;
б) республиканский;
в) местный.
Контрольный тест № 3. Вариант 2.
1. Среди указанных ниже выделите определения, которые соответствуют понятиям:
1) тип государства;
2) форма правления;
3) политический режим;
4) форма государственного устройства.
а) совокупность средств и способов осуществления государственной власти;
б) территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его основных частей и принципы взаимоотношения между собой центральных и региональных государственных органов;
в) способ организации высшей государственной власти;
г) социально-экономическая, классовая природа государства.
1____2_____3_____4______
2. К какому понятию относится определение: «Государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством»?
а) гражданскому обществу;
б) правовому государству;
в) социальному государству.
3. Назовите основной принцип правового государства:
а) многопартийность;
б) верховенство закона;
в) защита государственных интересов.
4. Какой по форме государственного устройства является Республика Беларусь?
а) федеративной;
б) конфедеративной;
в) унитарной.
5. К какой разновидности партийной системы относится: «Система, где конкурируют между собой крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией»?
а) однопартийная система;
б) система «двух партий с половиной»;
в) блоковая или поляризованная многопартийная система.
6. К какому типу относится партия, отличающаяся стремлением вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, фиксированным членством, четкой организационной структурой, тесными и постоянными связями между членами партий?
а) массовая;
б) кадровая;
в) авангардная.
7. Назовите страну, где сохранилась до настоящего времени однопартийная система:
а) Китай;
б) Мексика;
в) Украина.
8. В чем состоит специфика партий как политического института?
а) наличие социальной базы;
б) наличие организационной структуры;
в) открытая борьба за политическую, государственную власть.
9. Какая форма давления на законодателей широко практикуется во многих странах мира?
а) популизм;
б) лоббизм;
в) бюрократизм.
Контрольный тест № 3. Вариант 3.
1. Среди указанных ниже выделите определения, которые соответствуют понятиям:
1) унитаризм, 2) федерация, 3) конфедерация;
а) объединение государств при их полной юридической и политической самостоятельности, отсутствии единой денежной системы, общего законодательства, гражданства, судебной системы.
б) принцип государственного устройства, при котором осуществлено полное делегирование прав формально самостоятельных образований центральной власти и превращение их в чисто административные структуры.
в) образование единого союзного государства государственными или национально-государственными образованиями при сохранении их определенной политической и юридической самостоятельности.
1____ 2 ____ 3 ______
2. К какому понятию относится определение: «Организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан»;
а) к форме правления;
б) к форме государственного устройства;
в) к политической системе.
3. При какой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства?
а) абсолютной монархии;
б) конституционной монархии;
в) парламентской республике;
г) президентской республике;
д) смешанной республике.
4. Как называется орган в правовом государстве, призванный охранять Конституцию - основной закон государства?
а) парламент;
б) Конституционный суд;
в) правительство.
5. Подберите определение к понятию «политическая партия»:
а) наиболее активная часть класса, объединенная в политическую организацию, руководящая борьбой своего класса с другими классами;
б) высшая форма классовой организации, наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы;
г) устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными интересами.
6. К какому типу относится партия, отличающаяся не многочисленностью, аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, децентрализованной структурой?
а) к массовой;
б) к кадровой;
в) к авангардной.
7. Назовите страну, где сложилась классическая модель двухпартийной системы:
а) Италия;
б) Великобритания;
в) Япония.
8. В результате каких событий была приостановлена деятельность КПБ в БССР?
а) перестройки;
б) августовских событий 1991 года;
в) многопартийности.
9. Подберите понятие к следующему определению: «Совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства».
а) политическая партия;
б) общественная организация;
в) общественное движение.
Примерные вопросы к экзамену.
1. Политика как социальная реальность, ее сущность и роль.
2. Предмет и назначение политологии.
3. Методология политологии.
4. Политология и другие гуманитарные науки. Функции политологии.
5. Политическая мысль античности и средневековья.
6. Политические концепции эпохи Возрождения и Нового времени.
7. Политические учения второй половины ХУIII-ХIХвв.
8. Политическая мысль России и Беларуси.
9. Власть как общественное явление. Специфика политической власти, ее сущность и содержание.
10. Легитимность политической власти.
11. Структура политической власти, ее ресурсы, функции и формы.
12. Современные концепции власти.
13. Понятие и основные теории политических элит. Учения В. Паретто и В. Моска.
14. Структура, типология и системы формирования политических элит.
15. Понятие, природа и сущность политического лидерства.
16. Типы и функции лидеров. Современные концепции лидерства.
17. Понятие и сущность государства как политического института.
18. Основные формы, задачи и функции государства.
19. Формы государственного устройства в современном мире. Новые тенденции в развитии современных государств.
20. «Политический режим»: сущность и критерии классификации.
21. Виды и типы политических режимов.
22. Демократический режим: сущность и основные черты.
23. Тоталитарный режим и его основные признаки.
24. Авторитарный политический режим: сущность и основные признаки.
25. Гражданское общество и правовое государство.
26. Государственное устройство Республики Беларусь.
27. Системный подход к анализу политики.
28. Основные теории политических систем.
29. Понятие политической системы.
30. Политический кризис, политическая кампания, политическое решение.
31. Политическое поведение и его виды. Массовое поведение в политике.
32. Виды политической деятельности. Проблема средств в политике.
33. Понятие политической партии. Функции политических партий.
34. Типы политических партий, партийные системы, основные этапы партогенеза.
35. Избирательный процесс и избирательная кампания.
36. Типы избирательных систем.
37. Избирательная система Республики Беларусь.
38. Политические партии Республики Беларусь.
39. Общественно-политические организации и движения.
40. Понятие и сущность политической культуры. Основные политологические концепции.
41. Функции и типы политической культуры.
42. Роль средств массовой информации. Основные теории СМИ.
43. Политические идеологии: либерализм и консерватизм.
44. Политические идеологии: социализм и коммунизм. Современная социал-демократия.
45. Международные отношения. Основные международные организации.
46. Глобальные проблемы и роль международной кооперации в их разрешении.