Организация управления в области статистики
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики *(548) Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство РФ. Федеральную службу государственной статистики возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Росстата, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Росстата;
на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
разрабатывает в установленном порядке официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, в пределах своей компетенции обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам;
осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, а также ее методологическое обеспечение;
осуществляет подготовку, проведение и методологическое обеспечение статистических обследований в установленной сфере деятельности;
обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
организует деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области государственной статистики;
разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Росстата, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росстата и реализацию возложенных на Росстат функций;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Росстата информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;
обеспечивает мобилизационную подготовку Росстата, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
организует профессиональную подготовку работников Росстата, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Росстата;
обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг;
выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Функции в области государственной статистики выполняют, кроме Росстата, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти. Например, ст. 26 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении таможенной статистики и анализа *(549) Управление таможенной статистики и анализа является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы и выполняет следующие функции:
разрабатывает и совершенствует методологию таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
организует, координирует и контролирует деятельность таможенных органов Российской Федерации по ведению данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистики;
оказывает методическую и практическую помощь таможенным органам Российской Федерации по вопросам сбора и обработки данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также по вопросам получения прогнозных оценок изменений в динамике и структуре внешней торговли Российской Федерации;
осуществляет ведение данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистики в порядке, установленном ФТС России, а также с учетом требований технической защиты информации;
осуществляет подготовку для структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и таможенных органов Российской Федерации сборника форм отчетности по основным направлениям деятельности;
подготавливает оперативные материалы по данным об экспорте из Российской Федерации и импорте в Российскую Федерацию товаров;
подготавливает аналитические материалы о тенденциях развития внешней торговли Российской Федерации, а также о торгово-экономических связях с государствами - участниками СНГ и странами дальнего зарубежья;
подготавливает аналитические обзоры о таможенной статистике внешней торговли субъектов РФ;
осуществляет анализ последствий воздействия принимаемых мер по регулированию внешнеэкономической деятельности на экономику Российской Федерации и подготавливает аналитические материалы на основе указанного анализа;
подготавливает данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации для публикаций в порядке и в сроки, которые определяются Правительством РФ, а также данные для публикаций по таможенной статистике внешней торговли Союзного государства;
подготавливает данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации для представления международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
осуществляет сопоставительный анализ данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с данными о внешней торговле стран - контрагентов Российской Федерации и на основе проведенного анализа подготавливает:
материалы о выявленных расхождениях в данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с данными статистики внешней торговли стран - контрагентов Российской Федерации и об основных причинах расхождений в данных;
предложения, направленные на повышение достоверности данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
совершенствует систему обработки и анализа информации о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации на основе использования современных информационных технологий с учетом требований технической защиты информации;
осуществляет контроль за достоверностью представляемых таможенными органами Российской Федерации исходных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
осуществляет совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России работу по внедрению в таможенных органах Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области;
участвует совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России в реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации, а также в подготовке проекта ежегодного плана работы и прогнозных показателей деятельности ФТС России, отчета об их исполнении;
осуществляет в пределах своей компетенции консультирование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в рамках проведения ими дополнительной проверки достоверности сведений, полученных на основе таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и специальной таможенной статистики;
участвует в подготовке, переподготовке и повышении квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
разрабатывает совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России планы работ, планы мероприятий, нормативные и иные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, сбора и обработки статистических данных;
осуществляет анализ исполнения таможенными органами Российской Федерации нормативных и иных правовых актов Российской Федерации в части ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
организует, координирует и контролирует ведение таможенной статистики внешней торговли субъектов РФ в региональных таможенных управлениях;
осуществляет систематизированный учет поступающих в Управление материалов, нормативных и иных правовых актов Российской Федерации;
готовит предложения об издании, отмене, изменении или дополнении актов таможенного законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных и иных правовых актов ФТС России в части ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;
рассматривает предложения таможенных органов Российской Федерации по вопросам организации деятельности подразделений таможенной статистики;
осуществляет в соответствии с установленным порядком сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, а также с таможенными органами зарубежных государств по вопросам таможенной статистики внешней торговли;
участвует в работе экспертных групп государств - участников СНГ по вопросам таможенной статистики внешней торговли;
изучает, анализирует и обобщает международную практику ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
участвует по поручению руководства ФТС России в пределах своей компетенции в подготовке информационных и аналитических материалов для средств массовой информации;
осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие решения и направление заявителям ответов в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
Глава 37. Государственное управление в области экономического
развития и торговли
§ 1. Экономическое развитие и торговля как отрасль
государственного управления
Административно-правовое регулирование экономического развития и торговли обеспечивает задачи государственного управления в различных отраслях экономики, социально-культурной сферы и административно-политического строительства. Управление в области экономического развития и торговли включает два больших блока - государственный и негосударственный секторы экономики, для каждого из которых предусмотрены особые административно-правовые формы и методы государственного управления, режимы функционирования и направления развития.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" *(550) государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Государственный резерв предназначен для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации, обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке, оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резервам, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. Государственный резерв не подлежит приватизации. Управление системой государственного резерва относится исключительно к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.
Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством РФ. Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год. В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Размещение и строительство на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций, других объектов системы государственного резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут на основании решения Правительства РФ использоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. При необходимости Правительство РФ принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета.
В российском законодательстве реализована концепция ограничения видов имущества, которые могут находиться в собственности публичных образований.
Нормами п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" *(551) установлено, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Нормами ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" *(552) установлено, что в собственности субъекта РФ может находиться:
имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и по предметам ведения субъектов РФ;
имущество, необходимое для осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий федеральных органов государственной власти по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных унитарных предприятий субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ;
имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.
Нормами ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" *(553) установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться:
имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Имущество, не предусмотренное указанными перечнями, подлежит передачи соответствующему публичному образованию, а при отсутствии такового - приватизации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" *(554) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе, продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ:
представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, включающего в себя в настоящее время свыше тысячи организаций *(555);
ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.
Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом РФ, а также в соответствии с принятыми Правительством РФ программами социально-экономического развития Российской Федерации. Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Правительство РФ ежегодно не позднее 1 мая представляет в Государственную Думу отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год.
В частном секторе экономики осуществляется административно-правовое регулирование экономической деятельности в целом или ее больших блоков безотносительно к отраслям экономики. Например, межотраслевое управление осуществляется в сфере функционирования особых экономических зон, внешнеторговой деятельности, деятельности малых предприятий, финансово-промышленных групп и товарных бирж.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" *(556) особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны, технико-внедренческие особые экономические зоны и туристско-рекреационные особые экономические зоны.
На территории особой экономической зоны не допускается: разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча (за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи) и металлургическое производство; переработка полезных ископаемых (за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов) и переработка лома цветных и черных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются:
объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
иные условия, предусмотренные федеральным законом.
Особая экономическая зона создается на 20 лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если: это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; в течение 3 лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты; в течение 3 лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством РФ.
Органы управления особыми экономическими зонами (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы):
осуществляют регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
выдают по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;
представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;
осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
публикуют не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Правительством Российской Федерации, сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества на территории особой экономической зоны;
оформляют по заявлению резидента особой экономической зоны приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;
самостоятельно выполняют функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или передают выполнение этих функций акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации;
управляют и распоряжаются объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны;
обеспечивают проведение экспертизы проектной документации;
организуют выдачу разрешений на строительство, а также получают технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляют передачу этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;
исполняют иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.
Постановлениями Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. были созданы особые экономические зоны на территории Елабужского района Республики Татарстан, на территории г. Томска, на территории Грязинского района Липецкой области, на территории г. Дубны (Московская область), на территории г. Санкт-Петербурга, на территории г. Москвы.
Постановлениями Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. были созданы особые экономические зоны на территории Зеленоградского района Калининградской области, на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, на территории Ставропольского края, на территории Краснодарского края, на территории Алтайского района Алтайского края, на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия, на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" *(557) внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, е<