Оборона как отрасль государственного управления. Организация управления в области обороны. Военная организация Российского государства

1. Оборона как отрасль государственного управления

Основной источник управления в области обороны - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". В указанном федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны:

1. устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность;

2. создаются Вооруженные Силы РФ;

3. привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и пр.

Порядок исполнения воинской обязанности граждан РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

В соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ.

Управление в области обороны предусматривает нормативно-правовое регулирование специальных правовых режимов и мероприятий, к которым, прежде всего, относятся состояние войны, военное положение, мобилизационная подготовка и мобилизация, гражданская оборона и территориальная оборона.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Военное положение является специальным административно-правовым режимом, основы которого регулируются федеральным конституционным законом. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Режиму военного положения посвящен отдельный параграф настоящего издания.

Порядок мобилизационной подготовки и мобилизации определяется Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

8. срочное захоронение трупов в военное время и др.

2. Организация управления в области обороны

Органами общей компетенции, осуществляющими полномочия в области обороны, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Президент РФ:

1. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

2. осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

3. в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;

4. утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

5. утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала органов и пр.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны, утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете, принимает федеральные законы в области обороны.

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.

Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы.

В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Основными задачами Минобороны России являются:

1. выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2. нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

3. координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4. организация применения Вооруженных Сил РФ;

5. поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ;

6. обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и др.

Министерству обороны РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству" Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

ФСВТС России принимает решения:

1. о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом РФ;

2. о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения;

3. о предоставлении в установленном порядке по уполномочию Президента РФ организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности;

4. об организации выставок и показов образцов продукции военного назначения в Российской Федерации и в иностранных государствах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю" Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере (в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям), противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации, обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации, защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств, осуществления экспортного контроля.

ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

1. реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2. противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации.

3. Военная организация Российского государства

Военная организация Российского государства включает в себя Вооруженные Силы РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные силы РФ включают следующие рода войск:

- Сухопутные войска

- Военно-космические силы

- Военно-морской флот

- Отдельные рода войск - Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

К центральным органам военного управления относятся службы, главные и центральные управления Министерства обороны РФ, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ и командующих родами войск.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил РФ и других войск по выполнению задач в области обороны.

Основными задачами Генерального штаба являются:

1. осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны;

2. проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ;

3. перевод Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

4. координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы, анализ этой деятельности;

5. организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности.

Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, который подчиняется Министру обороны РФ, является по должности его первым заместителем и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Генеральный штаб.

Управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ и командующих родами войск осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов Вооруженных Сил РФ и родов войск, их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, развитие системы базирования и инфраструктуры.

К территориальным органам военного управления относятся управления военных округов, начальники гарнизонов и военные коменданты.

Управления военных округов осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом РФ по представлению Министра обороны РФ. Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. N 900 "О военно-административном делении Российской Федерации" установлено следующее военно-административное деление Российской Федерации: Ленинградский военный округ, Московский военный округ, Северо-Кавказский военный округ, Приволжско-Уральский военный округ, Сибирский военный округ, Дальневосточный военный округ. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов, признан Калининградский особый район в административных границах Калининградской области.

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации гарнизон составляют воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или вне его. В состав крупного гарнизона, как правило, включаются все воинские части, расположенные в ближайших к нему населенных пунктах.

В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Гарнизонная служба имеет целью обеспечить поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, необходимые условия для повседневной жизни и подготовки войск, организованный выход их по тревоге и проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

В каждом гарнизоне назначаются начальник гарнизона, его заместитель (помощник) по воспитательной работе, военный комендант и начальник военной автомобильной инспекции гарнизона, о чем объявляется приказом начальника гарнизона.

В систему Министерства обороны РФ входят также военные комиссариаты, военные учебные заведения и другие организации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), территории которых они находятся.

Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

В соответствии с Положением о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации высшие военно-учебные заведения Министерства обороны РФ являются государственными военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

К высшим военно-учебным заведениям относятся: военные академии, военные институты, высшие военные училища и военные факультеты при гражданских высших учебных заведениях.

Личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ и иностранных граждан на военную службу, а также гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ устанавливается Правительством РФ, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - Министром обороны РФ. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ создается запас военнообученных людских ресурсов.

К другим войскам, воинским формированиям и органам относятся:

1. войска гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

2. инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования Федерального агентства специального строительства;

3. пограничные и другие органы Федеральной службы безопасности РФ;

4. органы Федеральной службы охраны Российской Федерации;

5. органы Службы внешней разведки РФ;

6. Росгвардия при Президенте РФ.

Наши рекомендации