Правовое государство и гражданское общество. 1. Государство как ядро политической системы

План:

1. Государство как ядро политической системы

2. Признаки государства, его функции и цели

3. Понятие гражданского общества

4. Понятие правового государства

Список литературы:

1. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного территориального регулирования, 2000.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995.

3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004

8. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004.

9. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах

Свобода состоит в возможности делать то, что не приносит вред другому.

Декларация прав человека и гражданина

Цель – осознание важности формирования гражданского общества и правового государства в Казахстане. Определение сущности и основных принципов правового государства. Формирование представлений о необходимости становления гражданского общества как инструмента развития демократии и многообразии видов его проявления.

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX века – периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, утверждались идея гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей. Концепции правового государства развивались в концепциях нидерландского философа Спинозы, правоведом Гроцием, английским ученым Локком, французским философом Монтескье, американским политическим деятелем Джефферсоном, немецким философом Кантом.

Идея Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство США, французской Декларации прав человека и гражданина и др. Понятие «правовое государство» впервые встречается в первой трети XIX века в трудах К. Велькера и фон Моля.

В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов.

1. Верховенство правового закона. Помимо этого, необходимое отметить, что правовое государство цементирует не угроза применения санкций, а именно согласие большинства граждан добровольно исполнять предписание законов. В связи с этим, правовое государство предполагает определенные условия для своего утверждения: народ в целом и каждый гражданин в отдельности должны созреть для восприятия идеи верховенства закона во всех областях человеческой жизни. Важно, чтобы каждый осознавал пределы своих прав, ответственности и обязанности к самоограничению.

2. Приоритет прав человека: признаются, утверждаются и гарантируются права и свободы человека. Причем предполагается, что они не являются неким даром властей, а принадлежат ему от рождения, то есть неотчуждаемы. Таким образом, подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Самая главная гарантия безопасности человека, приоритетности прав и свобод человека содержится в принципе презумпции невиновности: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у части населения нашего государства.

4. Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную, судебную.

5. Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. Критерием, который позволяет установить наличие правового государства, можно считать возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых государственных структур, включая и сам суд.

6. Приоритет норм международного права. Данный подход обусловлен пониманием различия между законностью и правозаконностью. В целом трудно представить себе государство без законов и без определенных правовых норм. В этом плане любое государство есть определенный законом правопорядок. Соответственно все древние и средневековые государства имели закон и правопорядок, не будучи еще правовыми государствами, причем это относится ко всем без исключения государствам.

Правовое государство осуществляет определенные функции.

Экономическая функция: регулирование рыночных отношений, многоукладной экономики при полной самостоятельности предприятий частного сектора. Например, создания режима наибольшего благоприятствования для производства необходимой для общества продукции.

Правоохранительная функция: охрана прав и свобод личности, поддерживания общественного порядка и т.д.

Обеспечение социальных потребностей человека. Это не только обеспечение непосредственных нужд человека, но и охрана окружающей среды, создание высококачественной медицины и т.д.

Идеи правового государства находят свое выражение в конституциях современных государств. Современная Конституция Республики Казахстан (ст.1) свидетельствует: «Республика Казахстан утверждает себя демократичным, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». При этом надо отметить, что для нашей ситуации актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Взаимосвязь государства и гражданского общества. Гражданское общество представляет собой сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, политических партий и т. д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство. Гражданское общество является опосредствующим звеном между свободным индивидом и государственной волей.

Понятие «гражданского общества» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и государство рассматривались как взаимозаменяемые термины. Например, для греческого полиса было характерно слияние гражданского коллектива с государством. Гражданам государства была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Общие интересы полиса сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет, бесспорно, отдавался первым. Такой подход сохранился почти в неизменном виде вплоть до Нового времени.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Локку, Гоббсу, Канту, Гегелю, Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольные организации и ассоциации свободных граждан, огражденные соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Таким образом, проблема взаимодействия государства и гражданского общества одна из самых важных в политическом процессе – от того, насколько эффективно оно решено, зависят общественное согласие, стабильность и порядок в обществе. Известный русский философ П. Новгородцев писал: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические какие-то выборы и какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны, а лишь новый поворот общественного сознания… должен образоваться крепкий духовный стрежень жизни, на котором все будет держаться на органической своей основе»[4]. Речь идет о крупном духовном стержне гражданского общества.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Гражданское общество имеет достаточно сложную структуру: оно состоит из семьи, церкви, СМИ, общественных клубов, научных и культурных организаций, благотворительных фондов, профессиональных объединений и т. д. В свое время, А.Токвиль, в качестве одной из особенностей США отмечал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и более 50% активно работают в деятельности 2 и более ассоциаций. К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвует более 70 млн. граждан.

Основными функциями гражданского общества являются социально-компенсаторная и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная функции, непосредственное жизнеобеспечение, социализация, гражданский правопорядок, социальная защита и гарантия против произвола властей. Эти функции выполняются структурными элементами гражданского общества – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях вызревает активная гражданская личность.

Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

К сожалению, провозглашение равенства политических и иных прав автоматически не ведет к повышению их гражданской активности. Наоборот, сегодня очевидно: многие люди ценят свое право не участвовать в политических решениях не меньше, чем другие – право участвовать. Если в древнегреческих демократиях реализовывался прямой вид демократии, когда каждый гражданин участвовал в общественной жизни, то представительская демократия, в рамках которой мы сегодня живем, позволяет вести большинству частный, общественной пассивный образ жизни. Гражданин, в повседневности снимающий с себя заботы о гражданском долге, подрывает основы самой демократии как института. Не случайно настоящей политической проблемой стал низкий процент избирателей, приходящих на выборы.

В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства. К числу экономических принципов гражданского общества относится многоукладная экономика, разнообразие форм собственности.

Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Политическую основу гражданского общества составляют разделение ветвей власти, децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, верховенство закона.

Духовная сфера - это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений.

Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования гражданского общества:

Экономические - это наличие собственности. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.

Политико-правовые - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.

Культурные - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.

Социальные - это наличие класса среднего собственника.

Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным.

Ключевые термины по теме лекции: государство, гражданское общество, правовое государство, социальное государства, гражданин, концепции происхождение государства.

Тема 12

Наши рекомендации