Тема № 5. Гражданское общество и государство. Государство в политической системе общества

Гражданское общество–это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальных, культурных, духовных сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Зарождение и развитие идеи гражданского общества прослеживается в трудах древнегреческих ученых. Свое продолжение она получила и в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Необхъодимо, отвечали они, чтобы люди, пребывающие в естественном состоянии, объединились на договорных началах в гражданское общество, наделив его определенной властью. При этом гражданское общество они отождествляли с государством. Но уже В.Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было. По Гегелю, гражданское общество – это система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Для Чичерина, гражданское общество и государство – две взаимодополняющие друг друга социальные формы, способные совместными усилиями обеспечить разумный порядок, свободу, соблюдение естественных прав человека. В XX веке проблема гражданского общества привлекла внимание феноменологов и предстала в нетрадиционном аналитическом преломлении. Так, разрабатываемая А. Шюцем и его последователями социология повседневности оказалось, по существу, феноменологической модификацией социологии частной жизни частных лиц в условиях гражданского общества, т.е. предстала как социология не «государственного, слишком государственного», а «человеческого, слишком человеческого», пребывающего вне государственных структур. (В. А. Бачинин).

Следует заметить, что формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков, благодаря воззрениям мыслителей прошлых эпох, обнаружены конкретные институты и социальные условия, которые могут способствовать становлению демократического правового государства. Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличительной особенностью является его длительность. Этот не завершен ни в одной из существующих стран.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их свободу, потребности, а не5 волю правящих элит, власти, государства. В свою очередь, государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Исследуя социальную природу гражданского общества, можно указать следующие признаки, свойственные такому обществу:

1) это сообщество юридически свободных индивидов;

2) характеризует достойный уровень развития общества, его состояния, степень социально- экономической, политической, нравственной и правовой зрелости;

3) осуществляется через такие негосударственные институты, как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные организации, различного рода ассоциации представителей разных профессий (врачей, инженеров, адвокатов и т.д.). Потребности в политическом участии реализуется с помощью общественных объединений, политических партий, движений;

4) это правовое демократическое общество;

5) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

6) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

Становление гражданского общества в РФ, является одной из необходимых задач, решение которой зависит от множества факторов и условий. Интерес к созданию в России гражданского общества усиливается, нередко появляется на самых различных уровнях. При этом утверждается, что «необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет одну из главных, «несущих» конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни». В.К. Бабаев справедливо отмечает, что гражданское общество – система саморегулируемая и одновременно управляемая со стороны государства. Главное же в следующем: суть проблемы - не в отделении государства от общества, а в установлении эффективных способов и каналов их связи и взаимодействия.

Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.д.). Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества – политическая система общества.

В юридической литературе предлагаются следующие элементы структуры политической системы общества: 1) государство, как важнейший элемент политической системы общества; 2) политические партии; 3) общественные объединения (союзы, общества, движения, организации, ассоциации, фонды и т.д.); 4) органы местного самоуправления; 5) граждане.

В политологической и юридической учебной литературе в качестве элементов политической системы общества иногда называют также политические элиты, группы давления, ассоциативные группы интересов, средства массовой информации, политические отношения, формы непосредственной демократии, преступные сообщества и т.д.

А.В. Малько отмечает, что государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, потому, что оно:

1)выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2)является единственным носителем суверенитета;

3)обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры;

4)обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5)владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6)определяет главные направления развития общества.

Основные черты политической системы современной России формально закрепляются в Конституции РФ, в которой Россия провозглашается как демократическое, федеративное, правовое, социальное государство с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ объявляется ее многонациональный народ.

Реально же политическая система России во всем многообразии ее связей и зависимостей все еще находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию политических прав и свобод граждан РФ. Российская политическая система еще не полностью сформировала свое культурное основание в виде общепризнанных демократических идеалов, ценностей, норм. Также прослеживается невысокая политическая культура граждан РФ, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с преступными элементами, оказывающими негативное воздействие на политико – правовой климат страны. Недостатком является и слабая реактивная способность политической системы России, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

Р. А. Ромашов указывает, что в зависимости от типов политических систем, можно выделить несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. Среди них: тоталитарная, либеральная и прагматическая (рационально-правовая) модели. Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И. В. Сталина). Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель). Прагматическая (рационально-правовая) модель – центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системой взаимных прав и обязанностей государства и личности.

Отношения церкви и государства – одна из ключевых социально – исторических и морально - правовых коллизий в истории христианской цивилизации. За то длительное время, пока она существует, обнаружилось несколько возможных типов взаимодействий между этими двумя социальными субъектами. В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство – конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать церкви и религиозным общинам материальную помощь из бюджета.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем.

Клерикальное государство – промежуточный вариант между светским и теократическим государством, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику.

Наши рекомендации