Субъекты административного права: понятие, виды, статус

Субъектамилюбой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права– это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Виды.Субъекты административного права могут бытьиндивидуальными и коллективными.

1) Индивидуальные:

· Граждане РФ;

· Иностранные граждане;

· Лица без гражданства;

Эти лица не состоят в устойчивых отношениях с органами власти. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения обязанности, получения разрешения (лицензии) государственного органа, оспаривания в суде решения органов исполнительной власти, нарушающих права (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

· государственные служащие или должностные лица;

Они занимают должности в органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных отношениях с указанными органами; их статус регламентирован НПА; они осуществляют компетенцию гос. органов и имеют для этого соответствующие полномочия;

2) Коллективные:

· Государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

· Негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают как самостоятельный субъект права; в административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные НПА предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Федеральный закон № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной РФ.

Статус.Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности егоправовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды

61.Органы исполнительной власти как субъекты административного права: понятие, виды, система.

Орган исполнительной власти - учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет структуру, не входит в состав другой организации), функционально (осуществляет функции в определенной сфере в соответствии с компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти:

1. В зависимости от государственного устройства:

· Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);

· Органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

· Правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);

· Комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

· Общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов);

· Отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);

· Межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);

· Внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

· единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;

· коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Наши рекомендации