Правительство РФ: порядок формирования, состав, полномочия, порядок и формы работы, акты.

Правительство РФ (Глава 6 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997)

Состав. Правительство РФ состоит из Председателя, 8 заместителей и 22 министров. (статья 110)

Порядок формирования.

· Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Освобождается также Президентом РФ по заявлению Председателя об отставке либо. Освобождение от должности Председателя влечет отставку всего Правительства РФ.

· Президент вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до 2 месяцев.

· В случае временного отсутствия Председателя его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Заместители Председателя и министры назначаются и освобождаются Президентом по предложению Председателя; они имеют право подавать заявления об отставке. Полномочия.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных вопросов.

Полномочия:

· Разрабатывает и представляет федеральный бюджет ГД и обеспечивает его исполнение;

· Представляет ГД отчет об исполнении бюджета и отчеты о результатах своей деятельности;

· Обеспечивает проведение единой политики: финансовой, кредитной и денежной, а также государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· Управляетфедеральнойсобственностью;

· Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, а также по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок и формы работы. Порядок деятельности Правительства РФ определяется ФКЗ «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

· Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения по структуре органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства

· Заместители Председателя координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей.

· Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума.

· Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

Акты. Правительство РФ издаёт постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативный характер)

Правовое положение Министерства РФ.

Федеральное министерство— это ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

· Министерство возглавляетвходящий в состав Правительства РФ министр.

· Министр назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

· Заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ

Федеральное министерство принимает нормативные правовые актыпо вопросам установленной сферы деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства.

1. Выработка государственной политики подведомственной сферы. На практике:

· Министерство готовит законодательную инициативу

· Определяет организационно-управленческий механизм реализации гос. власти в подведомственной сфере.

· Определяет, с помощью каких форм и методов деятельности будет осуществляться деятельность служб и агентств.

2. Нормативно-правовое регулирование.Министерства, уполномоченные издавать НА.

· Акты, регулирующие деятельность подведомственных служб, агентств;

· НПА, определяющие порядок жизнедеятельности населения в определенной сфере;

· Правила, нормы, нормативы;

· НПА, посвященные организации системы ОИВ, подведомственных министерству.

· Утверждение положения о территориальных органах.

3. Координация и контроль за подведомственными службами и агентствами.Сюда относятся:

· Утверждение показателей деятельности служб и агентств на период (как правило год), планов и отчетов по их выполнению,

· Назначение руководителей служб и агентств, подведомственных министерству.

· Утверждение положения о территориальных органах подведомственных служб и агентств.

· Отмена незаконных актов подведомственных служб и агентств.

· Дача поручений и контроль за их исполнением

· Поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности тех, кого назначает министерство

Внутренняя структура.Основное структурное подразделением – Департамент (30 - 50 чел). Департаменты делятся на отделы. Министры в Министерствах, под руководством Президента, назначаются Президентом самостоятельно. Министры, под руководством Правительства, назначаются Председателем Правительства по представлению Президента. Заместители назначаются Президентом или Правительством в зависимости от подведомственности.

Полномочия министра:

· Распределяет обязанности между заместителями

· Утверждает положение о структурных подразделениях,

· Выполняет функции представителя нанимателя при найме на службу гос.служащих или передает эти полномочия одному из своих заместителей.

· Утверждает структуру и штатную численность в пределах, установленных Правительством или Президентом, утверждает план работы министерства, дает поручения фед.службам и агентствам, принимает от имени Мин-ва нормативные индивидуальные акты.

· Является главным распорядителем бюджетных средств

64. Правовой статус федеральной службы.

Федеральной службойсчитается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.

В настоящее время к их числу относятся федеральные службы: государственная фельдъегерская; внешней разведки; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; охраны; по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, миграционная, исполнения наказаний, регистрационная, судебных приставов, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфере транспорта, страхового надзора, таможенная, статистики и др.

65. Правовой статус федерального агентства.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.

В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

Наши рекомендации