Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
Институт открытого образования
Контрольная работа по дисциплине:
«Государственные и муниципальные финансы»
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
На тему: «Государственный и муниципальный долг»
Работу выполнил студент
(заочная форма обучения)
Группы 2614Б5ГМУ
А.Д. Сарафанов
___________________________
(подпись)
Проверил: асс
Н.А. Софьин
___________________________
(подпись)
Нижний Новгород
(2017)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА.. 4
1.1. Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга. 4
1.2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 10
2.1. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. 10
2.2. Объем и структура муниципального долга. Объем и структура муниципального долга городского округа город Выкса. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
Список литературы.. 20
Приложение. 21
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Государственный (муниципальный) долг - это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Государственный долг и управление им - проблемы актуальные, как на национальном, так и на международном уровнях.
Целью контрольной работы является исследование государственного и муниципального долга.
Задачи контрольной работы: рассмотреть теоретические понятия государственного и муниципального долга; показать управление государственным и муниципальным долгом; провести анализ государственного и муниципального долга, показать объем и структуру государственного и муниципального долга; предложить пути повышения эффективности управления государственным и муниципальным долгом.
Объектом исследования является государственный (муниципальный) долг РФ.
Предметом исследования являются методы и способы управления государственным долгом РФ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние на темпы экономического роста страны.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем государственного долга.
Министерство финансов РФ приняло «Основные направления государственной долговой политики на 2017-2019 годы».
По прогнозам ведомства, в 2017 году госдолг составит 14,6% ВВП, в 2018 году госдолг увеличится до 14,9% ВВП, а в 2019 - до 15,3%.
По прогнозам Минфина, сумма расходов на обслуживание госдолга будет нарастать на 0,6% ВВП при среднем темпе роста экономики 1,5% ВВП ежегодно. Также в структуре российского долга 75% составляют ценные бумаги, кроме того, 71% долга выражен в российской валюте.
При этом ожидается, что объем внешних заимствований снизится, а объем внутренних заимствований, напротив, вырастет.
Система управления государственным долгом Российской Федерации должна представлять собой совокупность основных мероприятий:
- разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.
3. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы, ИЦ "Интермедия", 2014. - 208 с
4. Захаров Н.И., Попов В.Д, Есин В.А., Шитова Ю.Ю., Янковская В.В., Прислонов Н.Н., Артемьев А.Ю., Мельникова Н.С., Анохина Н.М. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Под ред. Н.И. Захарова. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 288 с
5. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для магистров / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 483 с.
6. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие, 3-е издание - М.: Магистр: ИНФРА - М, 2016. - 164 с.
7. Мохнаткина Л.Б. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2015. - 151 с.
8. Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: учебное пособие / С.Н. Солдаткин. - М: КНОРУС, 2013. - 256 с.
9. Пономаренко Е.В. Управление государственным долгом в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 5.
10. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // URL: www.mf.gov.ru.
11. okrug-wyksa.ru
Приложение 1
Расшифровка сокращений видов ценных бумаг
Таблица 1.1
Сокращение | Расшифровка сокращений |
ОФЗ-ПК | Облигации федерального займа с переменным купонным доходом |
ОФЗ-ПД | Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом |
ОФЗ-АД | Облигации федерального займа с амортизацией долга |
ОФЗ-ИН | Облигации федерального займа с индексацией номинала |
ОФЗ-н | Облигации федерального займа для населения |
ГСО-ППС | Государственные сберегательные облигации с переменной процентной ставкой |
ГСО-ФПС | Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой |
ОВОЗ | Облигации внутренних облигационных займов |
ОВГВЗ | Облигации внутреннего государственного валютного займа |
Приложение 2
Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств (на 1 мая 2017 г.), млрд. рублей
Таблица 2.1
Год погашения | По видам долговых обязательств | всего | |||||||
ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-н | ОФЗ-ИН | ОФЗ-АД | ГСО-ФПС | ГСО-ППС | ОВОЗ | ||
200,000 | 150,000 | - | - | 51,006 | - | - | - | 401,006 | |
- | 296,727 | - | - | 133,162 | - | 15,21 | 90,0 | 535,099 | |
95,000 | 550,000 | - | - | 79,290 | - | - | - | 724,290 | |
250,00 | 170,318 | 3,56 | - | 66,138 | - | 15,000 | - | 505,016 | |
- | 440,000 | - | - | 78,590 | - | 120,90 | - | 639,490 | |
90,204 | 290,194 | - | - | 43,294 | 52,00 | - | - | 475,692 | |
- | 400,00 | - | 166,75 | 43,292 | 39,00 | - | - | 649,042 | |
- | - | - | - | 29,504 | 41,00 | - | - | 70,504 | |
400,000 | - | - | - | 29,506 | - | 54,400 | - | 483,906 | |
- | 239,643 | - | - | 29,502 | - | - | - | 269,145 | |
200,000 | 250,000 | - | - | 0,001 | - | 40,000 | - | 490,001 | |
- | 241,072 | - | - | 0,001 | - | - | - | 241,073 | |
200,000 | - | - | - | 0,006 | - | - | - | 200,006 | |
- | - | - | - | - | - | - | - | 0,000 | |
- | 250,000 | - | - | - | - | - | - | 250,000 | |
200,000 | - | - | - | - | - | - | 200,00 | ||
- | 85,000 | - | - | - | - | - | - | 85,000 | |
200,000 | - | - | - | 15,510 | - | - | - | 215,510 | |
- | - | - | - | 31,019 | - | 31,019 | |||
- | - | - | - | 15,510 | - | - | - | 15,510 | |
итого | 1835,204 | 3362,954 | 3,56 | 166,75 | 645,331 | 132,0 | 245,51 | 90,0 | 6481,309 |
Приложение 3
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации (на 1 мая 2017 года)
Таблица 3.1
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро* |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) | 48556,4 | 44596,2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба | 629,3 | 578,0 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ | 399,9 | 367,2 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | 785,1 | 721,1 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 34998,1 | 32143,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3466,4 | 3183,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2019 году | 1500,0 | 1377,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3500,0 | 3214,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2021 году | 816,6 | 750,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году | 2000,0 | 1836,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2023 году | 3000,0 | 2755,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2026 году | 3000,0 | 2755,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2499,9 | 2295,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 10715,2 | 9841,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году | 3000,0 | 2755,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2043 году | 1500,0 | 1377,7 |
Задолженность по ОВГВЗ | 3,3 | 3,1 |
Прочая задолженность | 20,1 | 18,5 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 11720,6 | 10764,7 |
* объем государственного внешнего долга РФ в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой |
Приложение 4
Показатели долговой устойчивости Российской Федерации, %
Таблица 4.1
Показатель | пороговое значение | |||||||
Отношение гос. долга РФ к ВВП | 10,6 | 13,2 | 13,5 | 13,2 | 14,61 14,72 | 14,91 15,22 | 15,31 15,72 | 20,0 |
Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов федерального бюджета | 2,7 | 2,8 | 3,3 | 3,8 | 4,5 | 5,3 | 5,4 | 10,0 |
Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание гос. долга РФ к доходам федерального бюджета | 6,8 | 5,6 | 10,6 | 9,2 | 11,5 | 11,9 | 11,6 | 15,0 |
Отношение гос. долга РФ к доходам федерального бюджета | 58,0 | 71,0 | 80,2 | 82,5 | 94,01 94,92 | 98,21 99,82 | 101,91 104,22 | 100,0 |
Отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг | 9,7 | 14,2 | 15,2 | 18,4 | 18,01 18,32 | 17,01 17,62 | 16,51 17,52 | 220,0 |
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 25,0 |
1 Исходя из выполнения программ государственных гарантий Российской Федерации в российских рублях - на 70%, в иностранной валюте - на 20% 2 Оценка Минфина России |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
Институт открытого образования
Контрольная работа по дисциплине:
«Государственные и муниципальные финансы»
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
На тему: «Государственный и муниципальный долг»
Работу выполнил студент
(заочная форма обучения)
Группы 2614Б5ГМУ
А.Д. Сарафанов
___________________________
(подпись)
Проверил: асс
Н.А. Софьин
___________________________
(подпись)
Нижний Новгород
(2017)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА.. 4
1.1. Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга. 4
1.2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 10
2.1. Объем и структура государственного долга Российской Федерации. 10
2.2. Объем и структура муниципального долга. Объем и структура муниципального долга городского округа город Выкса. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
Список литературы.. 20
Приложение. 21
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Государственный (муниципальный) долг - это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Государственный долг и управление им - проблемы актуальные, как на национальном, так и на международном уровнях.
Целью контрольной работы является исследование государственного и муниципального долга.
Задачи контрольной работы: рассмотреть теоретические понятия государственного и муниципального долга; показать управление государственным и муниципальным долгом; провести анализ государственного и муниципального долга, показать объем и структуру государственного и муниципального долга; предложить пути повышения эффективности управления государственным и муниципальным долгом.
Объектом исследования является государственный (муниципальный) долг РФ.
Предметом исследования являются методы и способы управления государственным долгом РФ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
Теоретическое понятие государственного и муниципального долга. Виды государственного долга
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.[1]
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, которые
могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ. [1]
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть
краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). [8, с. 65]
Внутренний долг предполагает в основном перераспределение доходов среди населения только внутри страны.
Под внешним государственным долгом следует понимать долг иностранным государствам, лицам и организациям. [4, с. 78]
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в валюте РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, в валюте РФ;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами. [1]
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. [1]
Государственный долг делится на капитальный и текущий. [3, с. 119]
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и
непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные
проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. [7, с. 11]
Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. [5, с. 358]
Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств, которые могут существовать в виде
обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). [8, с. 125]
В объем муниципального долга включаются:
1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;
5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования. [1]
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно). [1]