Глава 1.:Понятие, виды, структура государственного долга

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель дипломной работы____________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

«__» ______ 2015 года

ПЛАН

выпускной квалификационной работы на тему:

студента курса Черкасова Игоря Ивановича факультет экономики и управления (фамилия, имя, отчество)

Введение………………………………………………………………........3

Глава 1.:Понятие, виды, структура государственного долга………………………………………………………………………..6

1.1.История развития управления государственным долгом..……………………………………………………………………...6

1.2.Правовое регулирование государственного долга………………….15

1.3.Виды и структура государственного долга…………………………25

Глава 2.:Особенности правового регулирования государственного долга РФ.………………………………………………………………….34

2.1.Экономико-правовые средства регулирования государственного регионального долга...……………………………………………………34

2.2.Политика государства в области управления внутренним и внешним долгом России и меры по его сокращению……………………………..46

2.3.Особенности правового регулирования управления государственным долгом..………………………………………………..54

Заключение...……………………………………………………………..68

Список литературы..…………………………………………………….73

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом. Задачей государства в этих условиях является регулярный контроль за процессом выпуска государственных ценных бумаг, выдачей государственных кредитов и гарантий. Для того чтобы верно оценить ситуацию на рынке внешнего и внутреннего долга необходимо в полной мере изучить накопленный опыт по его формированию и развитию. Государственный долг формируется, когда государство прибегает к внешним и внутренним привлеченным денежным средствам с целью финансирования бюджетного дефицита. Рост долга является следствием капитализации процентов по нему, не профинансированным в установленный срок. Проблемой государственного долга занимаются органы государственного регулирования в странах с рыночной экономикой, и эффективность их решений непосредственно отражается на экономическом росте страны. Управление внешними и внутренними заимствованиями является одним из важнейших направлений бюджетной политики государства.

Формирование, обслуживание и погашение государственных заимствований значительно воздействуют на системы государственных финансов, рынок инвестиций, процентные ставки, денежную массу и прочие макроэкономические параметры. В условиях рыночной экономики основным фактором, влияющим на рынок государственных долговых обязательств, является доверие кредиторов к экономической политике государства. Россия, перейдя к рыночной экономике, также вынуждена приспосабливаться к сложившейся мировой ситуации и пересматривать основные принципы финансирования расходов бюджета, прибегая к безинфляционным методам покрытия его дефицита. На сегодняшний день основной источник денежных поступлений в бюджет, помимо налоговых сборов, это внешние и внутренние государственные займы, объемы которых с каждым годом растут. Вмешательство государства в экономическую жизнь страны необходимо в связи с тем, что само по себе действие закона стоимости не способно решать проблемы на макроэкономическом уровне. Скорее наоборот, механизм распределения ресурсов приводит к нарушению равновесия на глобальном уровне и несоответствию между спросом и предложением. При этом рост внутреннего долга менее опасен, чем рост внешнего для национальной экономики. При погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров, но при этом возникают другие изменения в экономики страны, последствия которых могут быть не менее важными.

Целью данной работы является изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть историю развития управления государственным долгом.

2.Охарактеризовать правовое регулирование государственного долга.

3.Раскрыть виды и структуру государственного долга.

4.Проанализировать экономико-правовые средства регулирования государственного регионального долга.

5.Изучить политику государства в области управления внутренним и внешним долгом России и меры по его сокращению.

6.Исследовать особенности правового регулирования управления государственным долгом.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при управлении и правовом регулировании государственным долгом.

Предмет исследования: сущность, особенности и динамика внешнего и внутреннего государственного долга РФ.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

При написании данной работы использовались следующие методы исследования: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический. А так же специально-юридические методы: сравнительно-правовой, метод структурно-функционального анализа.

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации,Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

При написании работы использовались работы ученых-теоретиков: Аверьянов А. Н., Арбузов А.В., Булаевский Б.А., Бабаев В.К., Дедов Д.И., Емельянов Б.Н., Кашанина Т.В., Коршунов Н.М., Кудрявцев В.Н., Лазарев В. В., Перевалов В.Д., Российская Е.Р.,Сериков Ю.А.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются понятие правоприменения, виды и стадии правоприменения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный долг - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Другими словами, государственный долг - это финансовые заимствования государства, осуществляемые с целью покрытия дефицита бюджета за определенный период. Он равен сумме задолженностей правительства, региональных и местных органов власти, государственный предприятий и организаций. В экономическом смысле государственный долг - это совокупность дефицита бюджета государства за определенный период.

Долговые обязательства государства могут выражаться в форме: кредитных соглашений и договоров, в которых Российская Федерация выступает заемщиком; государственных займов, выпускаемых в виде ценных бумаг Российской Федерации; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней Российской Федерации; договоров о предоставлении государственных гарантий; договоров и соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Долговые обязательства Российской Федерации бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет). Сроки долговых обязательств не могут превышать 30 лет, а изменение условий по ним не допускается.

Государственный долг по валютному критерию классифицируется на внешний и внутренний: долги в рублях относят к внутреннему долгу, а в иностранной валюте - к внешнему. Выделяют также капительный государственный долг как сумму непогашенных обязательств государства, в том числе проценты по ним; а также текущий долг - затраты по выплате процентов заимодавцам по долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты по которым подошел.

Внешний государственный долг - это сумма займов государством за границей с целью покрытия дефицита платежного баланса. Он определяется динамикой дефицита бюджета: положительное сальдо бюджета уменьшает государственную задолженность. Дефицит государственного бюджета увеличивает государственный долг, так как для его покрытия государство выпускает новые займы, заменяя краткосрочные обязательства долгосрочными, то есть, рефинансируя государственный долг.

Внешний государственный долг может взиматься: - центральным правительством и субъектами Российской Федерации; - финансово-кредитными организациями; - крупными предприятиями страны; - у финансово-кредитных организаций иностранных государств. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к внешнему долгу относятся все долги государства в иностранной валюте, однако следует быть осторожными в его расчете, дабы избежать повторного учета внешнего заимствования при его передаче регионам. Структура и объем внешнего государственного долга Российской Федерации определены в программе внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов, в которой указываются цели, источники, заимствований, сроки возврата и объем. Данная программа предоставляется вместе с бюджетом на очередной финансовый год и отражает все займы, превышающие 10 млн. долларов. Федеральным законом о федеральном бюджете также устанавливается предельный размер внешнего долга.

Центральное правительство вправе осуществлять дополнительные внешние займы, если они приведут к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Внешний государственный долг отражается по коду бюджетной классификации 100000 «Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) классифицируется на следующие виды долговых обязательств: - кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом; - кредиты иностранных банков и фирм, - кредиты международных финансово-кредитных организаций; - ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте; - государственные гарантии в иностранной валюте.

Внешние долги субъектов Российской Федерации отражаются по коду бюджетной классификации 200000 и делятся на следующие виды: - задолженность по кредитам иностранных банков и организаций; - задолженность по кредитам международных финансово-кредитных организаций, - государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

Внешний долг перед Российской Федерацией отражается по коду 300000 и подразделяется на следующие виды: - задолженность правительств иностранных государств; - задолженность иностранных банков и фирм.

Государственный внутренний долг - совокупность финансово-кредитных отношений, образующихся в связи с заимствованиями путем перемещением капиталов из частного сектора в государственный бюджет. С его помощью преодолевается дефицит бюджета денежных средств, снижается рост наличной денежной массы и обеспечивается бюджетное равновесие. Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что государственный внутренний долг - это внутренняя задолженность государства перед предприятиями, организациями и населением, возникшая в результате привлечения денежных средств для осуществления государственных программ, облигаций и других ценных бумаг, а также в связи с наличием денежных вкладов населения в государственных кредитно-финансовых учреждениях, выраженная в валюте Российской Федерации. Государственный внутренний долг, как правило, состоит из долга правительства, задолженности органов власти, государственных корпораций и предприятий. Их доли зависят от особенностей исторического и экономического развития страны, но превалирует в структуре долга обычно долг центрального правительства. В составе государственного внутреннего долга можно выделить три основных элемента: - финансовая задолженность: денежные обязательства государства, возникшие в результате правительственных займов кредитных средств и предназначенные для покрытия расходов государственного бюджета. Согласно бюджетного кодекса Российской Федерации в объем государственного внутреннего долга входят: - номинальная сумма долга по ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в валюте Российской Федерации; - сумма основного долга по кредитным обязательствам, полученным Российской Федерацией, выраженным в валюте Российской Федерации; - сумма основного долга по бюджетным кредитам Российской Федерации; - объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; - объем иных обязательств Российской Федерации, предусмотренных федеральными законами.

Объем и состав государственного долга отражаются в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации и ее субъектов, которая входит в список документов, представляемых вместе с проектом годового бюджета.

Исторически сложилось, что государство в периоды экономических реформ, тратит средств больше, чем располагает ими в реальности. Это обуславливает существование системы внешних и внутренних государственных заимствований.

Процессы формирования, погашения и обслуживания государственного долга значительным образом воздействуют на всю систему государственных финансов, денежную массу, объем инвестиций, процентные ставки и прочие макроэкономические параметры.

Использование государственного долга позволяет решать следующие задачи: - привлекать дополнительные денежные средства в бюджет, необходимые для реализации важных социально-экономических проектов; - влиять на макроэкономические показатели и финансовый рынок в целом; - обеспечивать финансово-кредитные организации безрисковыми и ликвидными финансовыми инструментами; - привлекать дополнительные денежные средства для рефинансирования государственного долга; - покрывать разницу между доходной и расходной частью бюджета государства. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: - дополнительное привлечение государством заемных денежных средств в условиях недостатка свободного капитала негативно сказывается на экономическом росте страны; - денежная эмиссия с целью финансирования дефицита бюджета зачастую более выгодна государству, чем привлечение займов, однако это чревато инфляцией; - необходимо четко разграничивать заимствования на бюджет развития и на цели текущего потребления. Займы на покрытие дефицита текущих затрат ведут к росту расходов по обслуживанию долга и, соответственно, его увеличению. В то время как займы на инвестиционные нужды обычно экономически обоснованы.

Основной целью управления государственным долгом являются выработка грамотного соотношения между потребностями государства в инвестициях и затратами на их привлечение. В связи с этим система управления государственным долгом должна ориентироваться на важные инвестиционные проекты, а власть должна выступать их координатором и гарантом в рамках выбранной стратегии. Обобщение положительных характеристик развития совместно с учетом стратегических ошибок позволит придать развитию рынка государственного долга стабилизирующие характеристики в современной экономической ситуации.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи: - даны определения понятиям государственного внутреннего и внешнего долга и раскрыта их экономическая сущность; - рассмотрены структура внешнего и внутреннего долга; - приведен анализ позитивных и негативных последствий государственных заимствований; - рассмотрены основные этапы развития и проведен анализ текущего состояния внешнего и внутреннего долга России; - рассмотрена политика государства в области управления государственным долгом Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель дипломной работы____________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

«__» ______ 2015 года

ПЛАН

выпускной квалификационной работы на тему:

студента курса Черкасова Игоря Ивановича факультет экономики и управления (фамилия, имя, отчество)

Введение………………………………………………………………........3

Глава 1.:Понятие, виды, структура государственного долга………………………………………………………………………..6

1.1.История развития управления государственным долгом..……………………………………………………………………...6

1.2.Правовое регулирование государственного долга………………….15

1.3.Виды и структура государственного долга…………………………25

Глава 2.:Особенности правового регулирования государственного долга РФ.………………………………………………………………….34

2.1.Экономико-правовые средства регулирования государственного регионального долга...……………………………………………………34

2.2.Политика государства в области управления внутренним и внешним долгом России и меры по его сокращению……………………………..46

2.3.Особенности правового регулирования управления государственным долгом..………………………………………………..54

Заключение...……………………………………………………………..68

Список литературы..…………………………………………………….73

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике страны в целом. Задачей государства в этих условиях является регулярный контроль за процессом выпуска государственных ценных бумаг, выдачей государственных кредитов и гарантий. Для того чтобы верно оценить ситуацию на рынке внешнего и внутреннего долга необходимо в полной мере изучить накопленный опыт по его формированию и развитию. Государственный долг формируется, когда государство прибегает к внешним и внутренним привлеченным денежным средствам с целью финансирования бюджетного дефицита. Рост долга является следствием капитализации процентов по нему, не профинансированным в установленный срок. Проблемой государственного долга занимаются органы государственного регулирования в странах с рыночной экономикой, и эффективность их решений непосредственно отражается на экономическом росте страны. Управление внешними и внутренними заимствованиями является одним из важнейших направлений бюджетной политики государства.

Формирование, обслуживание и погашение государственных заимствований значительно воздействуют на системы государственных финансов, рынок инвестиций, процентные ставки, денежную массу и прочие макроэкономические параметры. В условиях рыночной экономики основным фактором, влияющим на рынок государственных долговых обязательств, является доверие кредиторов к экономической политике государства. Россия, перейдя к рыночной экономике, также вынуждена приспосабливаться к сложившейся мировой ситуации и пересматривать основные принципы финансирования расходов бюджета, прибегая к безинфляционным методам покрытия его дефицита. На сегодняшний день основной источник денежных поступлений в бюджет, помимо налоговых сборов, это внешние и внутренние государственные займы, объемы которых с каждым годом растут. Вмешательство государства в экономическую жизнь страны необходимо в связи с тем, что само по себе действие закона стоимости не способно решать проблемы на макроэкономическом уровне. Скорее наоборот, механизм распределения ресурсов приводит к нарушению равновесия на глобальном уровне и несоответствию между спросом и предложением. При этом рост внутреннего долга менее опасен, чем рост внешнего для национальной экономики. При погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров, но при этом возникают другие изменения в экономики страны, последствия которых могут быть не менее важными.

Целью данной работы является изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть историю развития управления государственным долгом.

2.Охарактеризовать правовое регулирование государственного долга.

3.Раскрыть виды и структуру государственного долга.

4.Проанализировать экономико-правовые средства регулирования государственного регионального долга.

5.Изучить политику государства в области управления внутренним и внешним долгом России и меры по его сокращению.

6.Исследовать особенности правового регулирования управления государственным долгом.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при управлении и правовом регулировании государственным долгом.

Предмет исследования: сущность, особенности и динамика внешнего и внутреннего государственного долга РФ.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

При написании данной работы использовались следующие методы исследования: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический. А так же специально-юридические методы: сравнительно-правовой, метод структурно-функционального анализа.

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации,Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

При написании работы использовались работы ученых-теоретиков: Аверьянов А. Н., Арбузов А.В., Булаевский Б.А., Бабаев В.К., Дедов Д.И., Емельянов Б.Н., Кашанина Т.В., Коршунов Н.М., Кудрявцев В.Н., Лазарев В. В., Перевалов В.Д., Российская Е.Р.,Сериков Ю.А.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются понятие правоприменения, виды и стадии правоприменения.

Глава 1.:Понятие, виды, структура государственного долга

Наши рекомендации