Государственный долг: понятие, формы государственного долга. Основания возникновения государственного долга. Методы управления государственным долгом.

Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. Правовое регулирование- Бюджетный Кодекс РФ.

Ст. 6 БК РФ:

- государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

- внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Формы государственного долга возникают из соответствующих форм и видов государственных заимствований.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем государственных гарантий, предоставленных РФ-ей.

В объем государственного внешнего долга РФ включают:

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ-ей;

- объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм, международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Муниципальный долг- совокупность долговых обязательств МО.

Правовые основы деятельности по управлению государственным долгом закреплены в Бюджетном Кодексе РФ, а также в законе о федеральном бюджете на соответствующий период.

Система органов управления заемной деятельностью РФ на федеральном уровне состоит из следующих звеньев:

1) законодательного органа (Федеральное Собрание РФ), регламентирующего общие параметры и нормы заемной деятельности государства;

2) исполнительного органа (Правительство РФ), детализирующего установленные общие параметры и нормативы;

3) эмитента ценных бумаг;

4) институтов, которые обеспечивают размещение, регистрацию, хранение и погашение выпущенных эмитентом государственных ценных бумаг.

Федеральные органы государственной власти устанавливают порядок осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашение и обслуживания государственного долга РФ; осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Кроме того, закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год включает:

1. Программу государственных внешних заимствований РФ.

2. Программу государственных внутренних заимствований РФ.

3. Программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам.

Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием для каждого из них источника и суммы заимствования, срока погашения, а для целевых заимствований- конечного получателя (ст. 108 БК РФ).

В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок займа. При этом объем детализированных займов, включенных в Программу, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований РФ в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Государственные внутренние заимствования РФ, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, предусматривающих в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований РФ (ст. 110 БК РФ).

Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ (ст. 101 БК РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ).

Право на осуществление государственных внешних и внутренних заимствований РФ, а также заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения кредитов принадлежит РФ в лице Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа.

Правительство РФ может превышать предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, утвержденные законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановые периоды в следующих случаях (ст. 103 БК РФ):

1) Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

2) Правительство РФ вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного законом о федеральном бюджете объема государственного долга (сумм внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен законом о федеральном бюджете.

Непосредственно в кредитные отношения от имени РФ вступает Минфин РФ, который выпускает государственные ценные бумаги от имени РФ, определяет их доходность, сроки выпуска и погашения, а также заключает соглашения как по линии привлечения средств внутри страны на условиях срочности, платности и возвратности, так и предоставления бюджетных кредитов.

Минфин РФ обеспечивает единую систему учета и регистрации государственных заимствований РФ, ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга.

Проблемы:

1) единство процессов управления гос. долгом, гос. заимствованиями, бюджетного роцесса.

2) обоснование потребности заимствований с оценкой их эффективности;

3) согласованность с задачами социально-экономического развития государства;

4) единая система управления гос. долгом.

5) оптимальное сочетание внешних и внутренних заимствований;

6) развитие национальной системы внутренних заимствований.

Наши рекомендации