Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем мира, в том числе и Республики Беларусь.

Государственный долг Республики Беларусь – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени (Бюджетный кодекс).

Ст. 59 БК определяет состав государственного долга Республики Беларусь следующим образом: государственный долг Республики Беларусь включает в себя

- подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь,

- и сумму обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внутренним и внешним займам.

Исходя из данной правовой нормы можно констатировать деление государственного долга на внутренний и внешний, легальные определения которых даны ст. 2 БК.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь– сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени.

От указанных понятий необходимо отличать следующие.

Внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь, – сумма основного долга по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени.

Внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь, – сумма основного долга по внешним займам, привлеченным от нерезидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов (дохода) по ним.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.

В соответствии со ст. 54 БК управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Первичным аспектом управления государственным долгом является определение законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год лимитов внутреннего и внешнего государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

Изначальным аспектом управления государственным долгом в контексте его наличия является учет внутреннего и внешнего государственного долга.

В соответствии со ст. 62 БК в Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.

Ст. 64 БК определяет, что учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления.

Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

В соответствии со ст. 57 БК под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь является уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

Погашение государственного долга Республики Беларусь предполагает уплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь.

Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.


Наши рекомендации