Управление и обслуживание государственного и муниципального долга

Существование государственного (муниципального) долга автоматически подразумевает обязанность по управлению им. Под управлением долгом понимают совокупность действий и мероприятий по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление государственным (муниципальным) долгом можно также определить, как совокупность мероприятий по регулированию величины, структуры и стоимости

обслуживания государственного (муниципального) долга. [6, с.147]

Управление государственным и муниципальным долгом включает управление долгом на всех уровнях власти:

- Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо

уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

- Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной

администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. [1]

Параметры государственного (муниципального) долга устанавливаются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, основными из которых являются:

- предельный объем муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается решением о соответствующем бюджете в рамках ограничений;

- предельный объем долга муниципального образования (муниципального долга) не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета;

- предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. [1]

Решением о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. [9, с. 82]

Управление государственным долгом заключается: в формировании политики в отношении государственного долга; в установлении границ государственной задолженности в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и

макроэкономические показатели; в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг. [9, с. 82]

В рамках управления государственным долгом осуществляются следующие мероприятия: рефинансирование, конверсия, консолидация, унифицирование, аннулирование, реструктуризация.

В статье 101 Бюджетного кодекса РФ получил определение только метод реструктуризации.

Долговые обязательства Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства

не были гарантированы Российской Федерацией.

Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным

образованием. [1]

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [1]

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации: государственная долговая книга Российской Федерации; государственная долговая книга субъекта Федерации; муниципальная долговая книга.

Анализ государственного и муниципального долга: объем, структуру, расходы на обслуживание, государственные гарантии, показатели долговой устойчивости Российской Федерации рассмотрим во второй главе.


Наши рекомендации