Уровни и степени политической активности. Понятие правящей элиты и контрэлиты
Политическая активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей.
Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.
Субъектами политической активности могут выступать общности и организации, а также личности, которые проявляют ее от имени и (или) во имя общности.
Политическое поведение (участие) — это активность субъектов в рамках предложенных им профамм реализации их коллективных интересов.
Существует два вида участия:
- участие с низкой вовлеченностью. Оно проявляется в выполнении распоряжений властных органов;
- участие с высокой вовлеченностью, которое предполагает активность в составе общественных движений, политических партий, групп интересов и др.; это может быть посещение митингов, участие в политических демонстрациях, избирательных кампаниях, коллективных обращениях и т. д.
В рамках второго вида различают подвиды: автономное и мобилизованное политическое участие.Автономное участие — это добровольная исполнительная активность граждан в составе общественных объединений.Мобилизованное участие - это принудительная активность в составе каких-либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции и т. п. Мобилизованное участие всегда направлено на поддержку властного органа, проводящего акцию, ею целью является демонстрация преданности участников данному органу власти и одобрение политики, проводимой данным субъектом (будь то государственная или негосударственная организация). В любом обществе присутствуют элементы обоих названных подвидов.
Политическая деятельность - это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование и реализация коллективных интересов определенного сообщества. Выразителями таких особых интересов выступают группы, обладающие необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, — элиты. Социальные элиты имеют целью свой вариант построения политических отношений и активно стремятся к достижению этой цели.
Эли́та (от лат. eligo, англ. фр. élite — избранный, лучший[1]) — в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.
Контрэли́та — оппозиционная по отношению к правящей политической элите часть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой[1]; субъект политики, который действует достаточно организовано (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.
10. Механизмы преемственности и воспроизводства элит. Формирование, воспитание и образование.
Принципиальный нюанс теории политических элит – вопросец о механизме их формирования и воспроизводства. Этот механизм включает системы и каналы элитообразовании. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, аспекты и побудительные мотивы. От нрава рекрутирования политических элит во многом зависят соц представительность и высококачественный состав разных органов власти. Каналами рекрутирования элит именуют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии.
Есть две главные системы рекрутирования элит – антрепренерская и гильдий. В настоящей реальности они в той либо другой форме смешиваются, и недочеты одной компенсируются плюсами иной.
Антрепренерскую систему различают: 1) открытость, широкие способности для представителей всех публичных групп претендовать на занятие фаворитных позиций; 2) маленькое число институциональных фильтров, другими словами формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высочайшая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) главная значимость личных свойств, персональной активности, умения отыскать поддержку избирателей.
Эта система демократична и более применима для людей динамичных, образованных, способных к инновациям. Ее недочетами являются частая смена курса в связи с переменами в правящей элите, слабенькая предсказуемость политических решений, конфликты снутри элиты, значимая возможность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и наружному эффекту.
В целом же, как указывает практика, антрепренерская система более отвечает современным реалиям. Для формирующегося постиндустриального общества главным аспектом рекрутирования элиты являются возможности, но сохраняют свое значение и причины происхождения, принадлежности.
Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высочайшие посты основным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высочайшая степень институционализации процесса отбора, наличие бессчетных фильтров – формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная черта, национальность и т.д.; 3) узенький, относительно закрытый круг селектората, в который, обычно, входят только члены вышестоящего руководящего органа либо даже один 1-ый управляющий – глава правительства либо компании, 1-ый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству имеющегося типа элиты, вытекающая из вышеизложенных черт.
№11. Политическое лидерство в обществе. Типы лидерства. Качества политического лидера: «врожденные», профессиональные.
Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.
Нередко политический лидер является руководителем организации —политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.
Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.
Итальянский философ Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей работе «Государь» подробно описал основные требования к человеку, который хочет стать политическим лидером: ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления — быть то хитрым, как лис, то сильным, как лев.
Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной политологии выделяется несколько собирательных типов лидера:
§ лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;
§ лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;
§ лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;
§ лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.
Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях.
Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — представлении об исключительной одаренности человека.Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.
№12. Политическое лидерство и политические элиты в современной России.
Новая российская элита характеризуется в отличие от советской, такими чертами:
1. Утрата обязательной объединяющей идеологии. Образование конкурирующих внутриэлитных групп. Дезинтеграция элиты. Отсутствие объединения консенсусного типа;
2. Расширение доступа в элиту из неэлитных групп. Обновление состава элиты;
3. Кооптация как механизм формирования элит дополняется выборами;
4. Критика этакратической (номенклатурной) элиты со стороны контр-элиты. Утрата механизмов легитимности власти;
5. Утрата монополии на власть, разделение внутри элиты на политическую и экономическую элиты. Активизация процессов «капитализации» власти. Трансформация привилегий и льгот в экономические ресурсы.
Остановимся на важном пункте – основным способом формирования элиты становятся выборы. Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Победитель получает не только место у кормила власти, но и легитимную поддержку населения. Несмотря на функционирование избирательной системы, радикальной смены состава элиты в 90-х гг. не произошло. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в 90-е гг. ограничился приток новых членов в элиту из не-элитных групп. Что позволяет опять сделать вывод о постепенной закрытости российской элиты.
Внутри правящей элиты современного российского общества наблюдается две тенденции в развитии межгрупповых отношений:
- обостряется конкуренция между внутриэлитными группами, по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности, капиталов и т.п.;
- нарастает понимание необходимости к выработке общих правил политической «игры», поиск взаимных компромиссов и уступок.
В 2002 г. в России продолжается процесс консолидации политической элиты наряду с укреплением основных институтов государственной власти в логике рыночной демократии западного типа. Формируются на базе центристских фракций Государственной Думы («Единство», ОВР, «Регионов России») пропрезидентская партия «Единая Россия», нацеленная на завоевание большинства в парламенте. В левой части политического спектра имело место размежевание на сторонников тесного сотрудничества с президентской властью и сторонников сохранения оппозиционного облика КПРФ.
№13. Сущность и функции государства.
Государство является центральным, базовым элементом политической системы общества и поэтому важнейшими задачами политологии является выяснение его сущности, социальной роли осуществляемых им функций, форм государственного правления и государственного устройства.
Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).
Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.
В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.
Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.
В политической науке существуют различные классификации функций государства. С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:
1. Политическая функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.
2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.
3. Социальная функция осуществляет государственные программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.
4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.
5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.
6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.
№14. Типология государств в современном мире.
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы государства:
-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;
-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);
-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.
Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.
№15. Конституция РФ 1993 г. Проблемы Российского государства.
Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.
В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.
Хотя по Конституции Россия — это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с “президентской республикой”, в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России — малосамостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.
Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям прежде всего для защиты от своих политических противников.
В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на Десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.
Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать.
Это привело к тому, что оппозиция с самого принятия Конституции повела “атаку” на нее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство в парламенте не гарантирует ей право на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентские выборы в 1996 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить пост президента. Однако многие аналитики считают, что любой следующий президент, даже если им станет яростный сторонник парламентской республики, забудет о своих обещаниях, ибо будет существовать огромный соблазн использовать неограниченную российскую президентскую власть.
В современной России для формирования правового государства необходимо, во-первых, создать соответствующее правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).
Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем породила его асимметрию, поскольку субъекты Федерации — республики, области, края и округа — на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая её отдельные положения.
№16. Новые тенденции в развитии государства.
Важнейшей тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как попытка вмешательства в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. Например, контроль одного государства за ходом мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на атомной станции в соседней стране не должен расцениваться как вмешательство в её внутренние дела.
В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений, то есть развитие самоуправления. Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлечённости граждан в управленческий процесс, в процесс понятия политических и социально-экономических решений.
Важнейшими тенденциями в развитии современного государства выступают, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой – тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское экономическое сообщество, которое насчитывает 15 стран. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Функционирование этих институтов свидетельствует о более тесной политической интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессом интеграции идут процессы дезинтеграции, то есть дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения автономий из унитарных государств, предоставление им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.
№17. Понятие политического режима. Авторитарный, тоталитарный,
Демократический режимы.
Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур.
2. Монополизация и централизация власти,. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характери концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику.
В число авторитарных режимов включают: абсолютные и дуалистические монархии; военные диктатуры, или режимы с военным правлением; теократию; персональные тирании.
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. 2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни.
К демократическим режимам относят: президентские республики; парламентские республики; парламентские монархии.
№18. Понятие политической модернизации. Типы политической модернизации
(«консервативный вариант» и «вариант полиархии»).
Политическую модернизацию можно определить как процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик, моделей политического участия и поведения.
Типы политической модернизации:
- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);
- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.
По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняющей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модернизации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как здесь не сложилось достаточно предпосылок для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных и политических структур, поэтому государство вынуждено в некоторых случаях выступать как «толчок» и организатор процесса трансформации. С этим часто связывают и установление авторитарного режима в этих странах, который получил название «авторитаризм развития». Несмотря на то что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения успешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно длительный процесс, измеряемый в масштабе эволюции в то время, как существование авторитарного режима происходит в масштабе повседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику отдельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама постановка вопрос об эффективности режима может говорить о намерении исследователя представить модернизацию как результат реализации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.
№20. Происхождение и сущность гражданского общества.
Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:
1) Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;
2) Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;
3) Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;
4) Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;
5) Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.
Стоит также сказать о том, что хотя понятие гражданского общества и понятие государства неразрывно связаны между собой, гражданское общество постоянно выступает в качестве естественного продолжения любого общества, условий его существования, в том числе и самого государства. Данное понятие просто-напросто необходимо для различий и удостоверений части общества, постоянно формирующей государство для того, чтобы оно обслуживало интересы данного общества.
Формирование государства со стороны гражданского общества осуществляется с целью защиты от противников внешних, но и внутренних. Кроме того, за счет этого обеспечивается сбережение моральных устоев, нравственных ценностей, на которых базируется общество и государство. Несмотря на это, основными целями гражданского общества являются:
1. Защита жизни и здоровья граждан;
2. Постоянное обеспечение оптимальными условиями работоспособности в экономических отношениях общества;
3. Приведение в жизни идеологии, социальных программ, которые смягчают разного рода противоречия, возникающие между людьми и социальными группами.
№21. Структура и функции гражданского общества.
Кроме указанных функций, гражданское общество также выполняет и другие, а именно:
– социализирующую – создает благоприятную социальную среду для формирования общественно активных и свободных индивидов;
– коммуникативную – обеспечивает достижение взаимопонимания, консенсуса противоречивых и разнонаправленных интересов и устремлений индивидов, групп, ассоциаций, движений;
– воспроизводящую – обеспечивает продуцирование демократических ценностей, норм, представлений, знаний, форм деятельности;
– инструментальную – помогает коллективному целедостижению общественного блага и благополучия всех членов общества;
– контрэтатистскую – оказывает давление на государство в соответствии с принципами политической демократии и сдерживает чрезмерное усиление государственной власти в ее авторитарной и тоталитарной формах;
– стабилизирующую – сохраняет и обеспечивает определенные социально-экономические условия, стабилизирует различные сферы жизнедеятельности индивидов и групп;
– регулятивную – занимается регуляцией социального поведения людей и определенным контролем за ним посредством системы гражданских ценностей, норм и санкций, не носящих правового характера (преимущественно морально-нравственного характера).
№22. Гражданское общество и государство.
Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.
Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать во