Понятие и сущность правящей элиты

Первоначально применительно к общественным отношениям термин «элита» (лучший, отборный, избранный) не использовался. Лишь в XVIII в. он был употреблен в Англии для именования «избранных людей», высшей знати. А в 1823 г. вошел в Оксфордский словарь для обозначения высших социальных групп в сложившейся общественной иерархии.

В современной политологии понятие «элита» неоднозначно. Предшественниками современных теорий были Платон, Карлейль, Макиавелли, Ницше. Можно выделить следующие подходы к пониманию элиты:

< это люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гассет);

< люди, обладающие позициями власти (Этциони); «боговдохновленные» личности, обладающие харизмой (Фройнд);

< творческое меньшинство в противоположность нетворческому большинству (А.Тойнби);

< люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющие социальную жизнь (Дай);

< меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющие наибольшее влияние (Келлер);

< ведущие представители любых социальных групп — профессиональных, этнических, локальных, соответственно элита летчиков, шахматистов и даже воров (Боден);

< сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, соответственно поэтическая, экономическая, культурная элита (теория элитарного плюрализма);

< наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (теория технологического детерминизма).

В общественные науки термин «элита» был введен в конце XIX — начале XX в. в работах Ф.Парето и Г.Моска. Именно они и разработали основы современной «теории элит». Основываясь на анализе взглядов мыслителей прошлого, Ф.Парето утверждал, что принадлежность к элите зависит от врожденных психологических черт. Однако не все люди, наделенные элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто в силу своего социального положения не могут войти в руководящую элиту, входят в контрэлиту. Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности с элитарными качествами неэлитарного происхождения. Но этого не происходит, т.к. элита охраняет свои привилегии и старается их передать по наследству. Тем самым ухудшается состав элиты и происходит количественный рост контрэлиты. Когда эти процессы приобретают широкие масштабы, контрэлита при поддержке масс или без них свергает власть прежней элиты и устанавливает свое собственное господство. Однако снова начинается процесс замыкания элиты в себе, приводя со временем к повторению всего цикла.

Элита понимается Ф.Парето как группа людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности. Г.Моска отмечал, что в истории есть две тенденции: аристократическая и демократическая. Но ни одна из них не предусматривает правления масс. Отличие их в том, что аристократическая элита замкнута, не пополняется людьми вне ее круга. Демократическое правящее меньшинство рекрутируется из широких масс. Выборы он трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Г.Моска утверждал, что власть должна находиться в руках меньшинства и переходить от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство Г.Моска называет «господствующим классом», элитой. Тем самым элита — это организованное меньшинство общества, ориентированное на власть. Каждая элита правит путем распространения в обществе той идеологии, которая отвечает задачам ее власти. Ф.Парето и Г.Моска подчеркивали, что политические элиты должны складываться из наилучшего человеческого материала.

Согласно Ф.Парето, в обществе постоянно имеет место циркуляция, круговорот элит. Наиболее одаренные и энергичные лица из «низов» поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, по мере своей деградации «опускаются вниз», в массы. Тем самым обеспечивается медленная трансформация правящей элиты. Чем более «открыта» она притоку свежих сил, тем дольше сохраняет свое господство. Когда же элита закрыта и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и, стремясь сохранить свою власть, использует силу. Дальнейшее развитие теории элит было связано с работой Роберта Михельса (1876 – 1936) «Социология политических партий в условиях демократии». Он сделал вывод о неизбежности элитистских тенденций даже в достаточно демократических организациях. По его мнению, в условиях пассивности партийных масс выбранные ими руководители концентрируют в своих руках всю полноту власти, отстраняя рядовых членов от процесса принятия политических решений. Партийные лидеры единолично распоряжаются материальными фондами партии. В подобных условиях рядовые члены партии оказываются не в состоянии осуществлять действенный контроль над своим руководством. В результате руководство и аппарат партии отрываются от масс и превращаются в «партийную элиту», которая заботится лишь о сохранении своего привилегированного положения. Подобная ситуация присуща не только политическим партиям, но и другим общественным организациям (профсоюзам, кооперативам и др.), а также церкви. А значит, в обществе действует железный закон олигархии, суть которого в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к формированию элиты.

Все вышеназванные авторы рассматривали элиту как сплоченную группу, обладающую особыми социальными, политическими и духовными качествами и занимающую доминирующее и привилегированное положение в обществе.

В дальнейшем появились новые теории элиты:

1. Технократическая теория элиты (Дж. Бернхайм, Дж. Гилбрайт, Д. Бен). Согласно данной теории, к середине XX в. власть во всех развитых странах перешла от владельцев собственности к «технократам» - организаторам производства и менеджерам, осуществляющим контроль над сферой производства. В подобных условиях право на управление определяется уже не владением собственностью, а знаниями (прежде всего техническими) и образованностью.

2. Ценностная теория элиты (Ортега-и-Гассет, В. Ропке и др.). В соответствии с ней принадлежность к элите определяется обладанием уникальными способностями и личными достижениями в наиболее важных сферах деятельности. Формирование элиты – не результат борьбы за власть, а следствие естественного отбора наиболее ценных представителей общества. Элитарность рассматривается данной теорией как условие эффективного функционирования любого общества, а потому не противоречит демократии.

3. Институциональная теория элиты (Ч. Р. Миллс, Р. Ж. Шварценберг и др.). Согласно этой теории, главным принципом элиты являются не интеллектуальные качества и знания, а обладание руководящими должностями. Элита включает в себя руководителей корпораций, политиков, высокопоставленных чиновников, имеющих общий социальный статус, сходные интересы, духовные ценности, а также личные и родственные связи. Все они составляют сплоченную группу, заинтересованную в сохранении своего привилегированного положения. Элита воспроизводится из собственной среды. С помощью денег, знаний, отработанных методов манипулирования элита управляет массами фактически бесконтрольно, исходя из своих групповых интересов.

4. Теория плюрализма элит (Р. Даль, Р. Арон и др.), исходит из того, что в демократическом обществе существует не одна, а множество элит, которые активно конкурируют друг с другом. Каждая общественная группа формирует собственную элиту, которая активно защищает её ценности и интересы. Деление общества на элиту и массу относительно. Элиты носят открытый характер: наиболее компетентные и активные граждане могут войти в их состав и участвовать в принятии решений. При этом сама государственная власть не сконцентрирована в руках одной элиты, она рассредоточена между различными элитами, которые, конкурируя между собой, сдерживают и ограничивают друг друга. Эта концепция элит широко используется для обоснования современных западных демократий, но она во многом идеализирует действительность.

В любом из этих подходов дихотомия «элита-масса» является ведущим методологическим принципом анализа социальной структуры общества. Проанализировав различные подходы к пониманию, можно определить элиту как относительно замкнутый круг людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющий значительный вес в обществе по сравнению с окружающими.

Элиты подразделяются на открытые и закрытые. Элиты закрытого типа, используя самые жесткие критерии отбора, затрудняют проникновение в свои ряды новых членов. Они, как правило, малочисленны и объединяют представителей только одной социальной группы. Закрытые элиты традиционно имеют довольно стройную внутреннюю иерархию и четко определенные правила поведения и деятельности членов этой элиты. Такая система позволяет элите надолго сохранять свой персональный состав и в определенной степени могущество власти. Но отсутствие широкой поддержки, новых сил, в конечном итоге, приводит к тому, что закрытые элиты теряют массовую поддержку и вырождаются. Существование закрытых элит характерно для общества, имеющего жесткое классовое, сословное (или даже клановое) деление.

Элиты открытого типа интенсивнее обновляются, имея определенные критерии отбора. Они более многочисленны и могут объединять представителей нескольких социальных групп. Имея определенную внутреннюю структуру, они не стремятся регламентировать всю деятельность своих членов, оставляют за ними право выбора. Открытые элиты умело используют свежие силы в своих целях, избавляются от балласта в виде отдельных своих членов, что позволяет им успешнее приспосабливаться к меняющейся политической обстановке и тем самым укреплять свое ведущее положение в обществе. Отбор в элиту является важным делом, ибо от ее качественного состава зависит ее существование и возможность сохранять за собой лидирующее положение. Наиболее распространенными и общепризнанными критериями для отбора в элиту являются: социальное происхождение человека, престижное образование, приверженность ценностям, нормам, идеалам элиты, поддержка (рекомендации) со стороны людей, уже входящих в элиту, успешная карьера. Существование открытых элит характерно для современного этапа развития общества.

В современных условиях в качестве основных носителей политической власти наиболее значимые позиции принадлежат правящим элитам. Правящая элита,представляя собой единый социальный механизм, обладает в то же время сложной внутренней структурой. Сама по себе правящая элита — это группа людей, принимающих решения, которые оказывают влияние на функционирование всего общества. По содержанию деятельности и функциям правящая элита подразделяется на политическую, экономическую, военную, административную и идеологическую элиту. Правящая элита концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие решений, определение целей и стратегии политического развития. Выделяют также «суперэлиту», объединяющую буквально считанных политиков самого высокого ранга.

Политическая элита — это высшие представители господствующего класса (руководители государства и правящих политических партий). Ее ведущая роль проявляется в том, что она, обладая монополией на политическую власть в обществе, свои решения распространяет на все сферы жизнедеятельности общества и закрепляет законодательно. Политическая элита, как правило, более гибкая, стремится учитывать отдаленные последствия тех или иных решений, а также интересы не только господствующего класса, но и других слоев населения. Наибольшей свободой деятельности политическая элита обладает только в тотальных системах, где отсутствуют средства эффективного контроля. В демократических системах ее деятельность ограничивается рядом представительных органов власти.

Экономическую, элиту составляют крупные собственники, владельцы крупных монополий, корпораций, директора крупных промышленных предприятий, финансовые магнаты, руководители производства и т. д. Представители экономической элиты либо входят непосредственно в состав правящей элиты, либо выступают как группа давления на политическое руководство. Представители этой элиты финансируют политические кампании или, напротив, саботируют неугодные политические решения, субсидируют выполнение тех или иных правительственных решений, оказывают материальную поддержку политическим партиям в их деятельности и, особенно в проведении избирательных кампаний. Они могут использовать и экономические рычаги давления на население своей страны (ценовая политика) и в международных отношениях (эмбарго и т.д.)

Военная элита — это высшие армейские офицеры, руководители органов внутренних дел и государственной безопасности, прокуратуры, разведки, правоохранительных органов, руководители военно-промышленного комплекса. Ее роль зависит от степени милитаризации общества и от ее связей с экономическими кругами. В политической области военная элита осуществляет свое влияние путем оказания давления. Но при определенных условиях (прежде всего, слабости демократических основ политической системы) рост влияния этой группы может привести к превращению ее в самостоятельную политическую силу, способную подчинить себе все другие (военная диктатура). Следует учитывать и тот факт, что в современных условиях военно-промышленный комплекс стал важнейшим фактором развития общества.

Несколько особняком стоит идеологическая элита, куда входят ведущие деятели науки, культуры, искусства, руководители средств массовой информации, представители высшего духовенства. Их роль состоит в формировании духовной культуры общества, в воздействии на умы людей, формировании общественного мнения, определенных идеологических норм и идеалов. Правящая элита всегда заинтересована в идеологическом обосновании своего политического курса. Это возможно при полном единстве политической и идеологической элиты, что практически неосуществимо. Идеологическая элита довольно неоднородна по своему составу. Одна ее часть полностью и безоговорочно воспринимает политику господствующего класса, его официальную идеологию, всегда оказывает существенную поддержку политической элите, выступая с позиций государственной идеологии и входя в состав правящей элиты. Другая же ее часть критически относится к реальной политической жизни и не всегда поддерживает (а иногда и опровергает) политический курс государства и его официальную идеологию. Эта часть идеологической элиты будет составлять легальную или нелегальную оппозицию и, естественно, не может входить в состав правящей элиты. Поэтому идеологическая элита входит в состав правящей лишь частично.

Административная элита или бюрократическая объединяет наиболее высокопоставленные чины государственного аппарата. Ее роль сводится к разработке, принятию и проведению в жизнь общеполитических решений, стратегического курса развития общества. Ее роль и влияние различны в различных странах в зависимости от сложившихся условий. Административная элита выполняет своеобразную связующую роль между обществом и правящей элитой, являясь исполнителем воли правящей элиты и непосредственным руководителем населения. Здесь следует учитывать и тот факт, что понятие бюрократии значительно шире, чем «административная элита». К административной элите, входящей в состав правящей элиты, относятся только высокопоставленные управленцы (бюрократы). А бюрократия во всем своем многообразии наиболее тесно связана с органами государственного управления.

Все названные типы элит составляют в совокупности правящую элиту, которая, как непосредственный носитель политической власти, выполняет в обществе две основные функции: укрепление целостности общества, создание сильной власти и размежевание между отдельными составляющими этой группы, представляющими различные социальные группы. В силу этого внутри правящей группы отмечаются постоянные противоречия. Единство целей не мешает различным составляющим правящей элиты вести порой довольно ожесточенную борьбу между собой.

Господство и власть

Власть не может существовать без господства. Для политологии всегда был важен вопрос о том, в чьих интересах осуществляется власть. Ответ здесь может быть однозначным: в интересах господствующих социальных групп, классов, слоев. Выяснение сущности господства позволяет во всей полноте раскрыть механизм осуществления политической власти в обществе.

В самом общем плане господство — это такое осуществление власти, которое принимает институциональные формы (парламент, суд, прокуратура, армия и т.д.) и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

В политологии XIX - XX вв. можно выделить несколько подходов к пониманию сущности господства. Сторонники теории насилия выводили сущность власти из военного господства (Е.Дюринг). Все в обществе основано на насилии и подчинении. Поэтому власть вторична по отношению к господству, она лишь формальное его проявление. Власть и социальное неравенство порождены насилием, а точнее, вооруженным господством. Сила и стабильность власти зависят только от насилия. Чем более насильственными методами власть осуществляется, тем она сильнее. Эта теория в основном служила оправданием военно-диктаторским ре жимам и охотно ими поддерживалась.

Наиболее полно теория господства была разработана М.Вебером, который дал всесторонний анализ проблемы власти и господства. Он считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. Вебер исходил из признания основным и конечным субъектом политики личность и на основе этого подхода дал свою типологию господства, которое, по его мнению, обозначает вероятность того, что приказания встретят повиновение определенной группы людей. На этом основании Вебер выделял три типа «чистого» господства: традиционное, харизматическое, легитимное.

Традиционное господство опирается на веру подданных в законность власти, ибо так было всегда. Такая власть традиционна. Традиционное господство — это отношения господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распространяются и на правителей, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традиционном господстве четко выражен патримонализм — правитель правит страной как большой семьей.

Харизматическое господство формируется на вере в особые свойства лидера, в его исключительные качества. «Харизма» - это необыкновенные качества лидера, которыми обладают избранные. Власть здесь, как и в традиционном господстве, опирается на личностные качества правителя, а не на безличные права. Но отличие заключается в том, что харизматический лидер должен нести новое, а не сохранять status quo. Харизматический вождь призван выполнять необыкновенную, только ему предназначенную миссию и благодаря этому имеет право на послушание подданных.

Легитимное господство, по М.Веберу, это господство права. Само существование власти и сфера ее деятельности зависят от установленных людьми прав. Обладающие властью не самостоятельные правители, а исполнители определенных правовых обязанностей. Управляемые — это якобы свободные граждане, которые обязаны подчиняться праву, а не подданные, подчиняющиеся правителю.

Концепция власти Вебера, хотя и дает всесторонний анализ господства, но не раскрывает всей полноты властных отношений, т.к. сводит всю сущность господства только к господству отдельной личности.

Марксистская концепция подчеркивает классовый характер господства в антагонистическом обществе, обусловленность его социально-экономическими отношениями. Господство предполагает создание экономического, политического, военного, пропагандистского аппарата для удержания власти в руках господствующего класса. Действительное господство начинается тогда, когда экономически господствующий класс, овладев государственным механизмом, «становится также политически господствующим классом...» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.21. - С. 171)

Таким образом, господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Отсюда следует, что господствующий класс - это социальная сила, олицетворяющая «господствующую материальную силу общества», что означает ее определяющие позиции не только в системе экономических отношений, но в социальной и политической сферах. Конкретная комбинация экономического, политического и идеологического господства зависит от конкретных исторических условий. Кроме того, господствующий класс — это не социальный монолит. Внутри него выделяются силы (слои), которые непосредственно осуществляют господство и которые являются пассивными участниками этого процесса. По мере развития социальных отношений внутри господствующего класса может произойти смена групп, осуществляющих господство. Различные слои господствующего класса могут осуществлять и различные типы господства. Может изменяться и сила господства класса по мере изменения социально-политических условий. Так, например, исторически восходящий (прогрессивный) класс обычно преобладает в экономической и идеологической областях. А нисходящий — в политической. Но действительное господство класса осуществляется только в совокупности всех его составляющих, суть которых состоит в следующем.

Экономическое господство проявляется в верховном контроле на средства труда, процесс труда, продукт труда; характеризуется владением, распоряжением, использованием средств производства и продуктов труда. Оно является основой политического и идеологического господства

Политическое господство заключается в государственных гарантиях верховного экономического контроля над средствами труда, процессом и результатом труда. Тем самым оно является производным от факта защиты экономических прав. Политическая власть санкционирует, укрепляет экономическое господство. Отсюда господствующая власть есть верховенство экономически господствующих сил, и она защищает их интересы.

Идеологическое господство проявляется в обосновании этого верховного экономического контроля. Цель идеологического господства — сделать данные отношения оправданными и представляемыми справедливыми, что традиционно выражается в официальной идеологии и пропагандируется средствами массовой информации.

Современное индустриальное общество имеет ряд особенностей по сравнению с классическими примерами классово-антагонистических формаций. Нельзя отрицать его классовую структуру. Конфликты и разногласия между различными социальными группами не устранены и сегодня, порой они приобретают весьма острый характер. Возможно возникновение острых социальных противоречий и внутри одного класса, границы того или иного класса приобретают довольно условный характер. Усложняются сами отношения власти и господства. К осуществлению власти зачастую причастны несколько социальных сил, т.к. ни одна социальная группа или класс не могут безраздельно господствовать в политике. Тем не менее, власть, реализуя интересы одних социальных сил, в той или иной степени ограничивает интересы других. Поэтому отношения господства в обществе не утрачивают своего значения и актуальности и в современных условиях. Они приобретают лишь более размытую, завуалированную форму, но, по сути, выражают господство одних слоев и подчинение их воле других.

Осуществление классового господства может реализоваться в самых различных формах и с помощью множества методов. Но суть власти всегда представляет собой реализацию на практике господства тех или иных социальных сил.

ГЛАВА 6.

Наши рекомендации