Основная идея: «политическое не представляет собой собственно предметную сферу».

Специфически политическим является в отличие от морали (различение добра и зла), экономики (различение прибыльного и убыточного)различение друга и врага как «высшей ступени объединения или разъединения».

«Враг» -это не конкурент и не противник, тем более не антипатик. «Враг» - это «совокупность людей в состоянии борьбы, которая противостоит такой же совокупности в публичной сфере»

Разделение на друзей и врагов находит выражение в борьбе, и нет политики, если «нет в наличии реальной возможности борьбы».

Политикане тождественная кровопролитию, войне, революции – но они воплощают постоянно присутствующую возможность граничного выражения политики.

Государство

«Государство – особого рода состояние народа, которое в исключительном случае становится важнейшим»

Государство имеет право «определять врага»(внутреннего или внешнего) и начинать борьбу (войну) с ним, то есть право решения в важнейшем случае.

Под защитой принятого решения возникают многочисленные вторичные понятия о «политическом».

Вследствие этого:

а) можно говорить о политике в сфере религии, школьной политике, социальной политике;

б) можно противопоставлять «государственно-политическую позицию» «партийно-политической».

Политическая суверенность

«Суверенный тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении».

Понятие «чрезвычайной ситуации», «крайнего случая», «исключительного положения» играют главную роль в политической теории К. Шмитта.

К. Шмитт отстаивает идею «децизионизма»- от французского «монополия решения» - особое понимание суверенитета, при котором порядок ставится выше права.

Противопоставляет юридическому позитивизмув соответствии с котором может быть правовое и направовое государство.

По К. Шмитту, каждый порядок является правовым и каждое государство правовое.

Право – это норма, а норма всегда определяется другой нормой.

Если же этого сделать нельзя в ситуации «ненормативности» («исключительное положение») ситуация подлежит правовому регулированию посредством личностного, не из чего не выведенного решения о создании новой нормы.

Поскольку исключение невозможно предвидеть, не стоит думать, будто можно заранее определить средства, которые позволят на него ответить.

Суверенность в действительности не столько власть, позволяющая давать закон, сколько власть его приостанавливать.

Либерализм с его концепцией «правового государства» открывает дорогу «тоталитаризму», так как проповедует идею чистого индивидуализма, исключает коллективное действие и скрыто предполагает «тотального врага» =«война всех против всех».

Международный аспект

Между народами понятия «друг» и «враг»не являют собой «вечные» противопоставления.

Нейтралитет и миролюбивая политикатеряют смысл в отсутствие исходного понятия «политического».

Политическое единство по своей сути не может быть универсальным –всемирное государство – нонсенс.

Понятие «человечество» -удобный идеологический инструмент империалистической экспансии или экономического рабства.

Ий вопрос.

Фрёнд Жюльен(1921–1993) — французский политический философ и социолог.

Во время второй мировой войны Жюльен Фрёнд участвовал в Сопротивлении.

При написании диссертации Ж. Фрёнд столкнулся с трудностями. Его первый научный руководитель Жан Ипполит отнесся без понимания к творческому замыслу своего аспиранта. Поэтому Ж.Фрёнд вынужден был обратиться к Раймону Арону с просьбой, стать его научным руководителем.

Под его руководством в Сорбонне 26 июня 1965 г. была защищена диссертация на тему «Сущность политического»

Ж.Фрёнд сравнивает с ударом грома первое знакомство с творчеством немецкого политического мыслителя К. Шмитта.

Личное знакомство с К.Шмиттом стало поворотным моментом в понимании Ж.Фрёндом соотношения войны и мира.

Важнейшие сочинения: «Сущность политического» (1965), «Что есть политика?» (1968), «Утопия и насилие» (1978), «Социология конфликта» (1983)

Основные идеи:

1. Политика как деятельность, как практика – одна из сущностей общества наряду с наукой, искусством, экономикой, этикой, религией.

Политика живёт социальной гетерогенностью,даже если внутри государства оно пытается создать некоторое единообразие.

Политика – основа партикуляризма – имманентна ему, в чём согласен со Шмиттом и его концепцией «друга и врага».

2. Политика как управление социальными процессами неизбежно связана с авторитарным изменением роли влияния различных социальных групп, распределением ресурсов между ними.

Соответственно, власть – это социальное средоточие командования, опирающееся на один или несколько слоёв или классов общества.

3.Но политическое не тождественно политике.

Политическое возникает из противопоставления публичного и приватного.

Публичное – это организованное, структуированное, безличное, представительное – представляет охранительную функцию общественного.

Политик как лицо в своей деятельности чёткоразличает силу и право (закон) как основу легитимности, моральность или аморальность политического решения..

В сфере же политического конфликт силы и права, морали и политики не разрешим, поскольку существует«право сильного» или «моральное право на силу».

Наши рекомендации