Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основная идея теории правового государства — это идея (мысль) о связанности государства правом

Основная идея теории правового государства — это идея (мысль) о связанности государства правом. Можно предпо­ложить, что эта идея зародилась вместе с возникновением го­сударства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии фор­мировались и функционировали в рамках определенной нор­мативной системы -— обычаев и табу, освящались религиоз­ными ритуалами и т. д.

Всякая власть всегда стремится к расширению своих вла­стных полномочий, властного пространства, распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов под­властных, которые не мирятся с узурпацией власти, противо­действуют ей, опираясь прежде всего на существующую в об­ществе нормативную систему, ставящую власти пределы.

Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, ког­да субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом как на­рушитель вековых обычаев. Вспомним, что последний царь в Древнем Риме — Тарквиний Гордый был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменен двумя военачальниками (консу­лами). С изгнанием князей мы встречаемся и у славян. Можно здесь вспомнить печальную судьбу князя Игоря, казненного древлянами. Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов власти присуща любому свободолюбивому народу.

Гуго Гроций в своем сочинении «О праве войны и мира» приводит более десяти случаев, когда народ имеет право ока­зывать сопротивление властям, в том числе в случае узурпа-

ции власти, нарушения монархом закона, условий, на кото­рых вручена власть, и др.

С возникновением государства и права эти идеи получают философское, религиозное и правовое обоснование и выра­жение. Мы видим их уже в сочинениях древних мыслителей. Древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится над чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над прави-юлями ... я усматриваю спасение государства». Эти идеи вер­ховенства права, закона над властью государства мы видим в сочинениях Аристотеля, Цицерона.

Император Юстиниан в VI в. н. э. в своей конституции "О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов, которая изго­няет всяческую несправедливость.

Более обстоятельно идеи связанности государства правом, идеи господства права были развиты в трудах Д. Локка, III. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. В частности, двумя первы­ми бьша развита идея разделения властей как одно из условий господства права.

Концепция правового государства связывалась и связы­вается, как правило, с идеями естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства мы видим и таких, кото­рые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством. Так, Ж.-Ж. Руссо писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство— только слуга и исполнитель закона.

Философское обоснование правового государства дал И. Кант, который рассматривал государство как объединение1 множества людей под эгидой права.

Концепции правового государства придерживались и представители юридического позитивизма. Именно предста­витель этого направления Р. фон Моль дал первый более или менее обстоятельный анализ правового государства в 1832 г., назвав в качестве высшего его принципа свободу граждан. Чтобы добиться воплощения указанного принципа, требуется связанность государства правом. Еллинек, представитель того же направления, писал о самоограничении государства пра-ном, а субъективные права граждан представлял как защи-

щенные интересы. Идея примата права над государством со­ответствовала духу либерализма, отвергавшего вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Нормативист Г. Кельзен — также сторонник правового го­сударства, которое, с его точки зрения, есть воплощение пра­ва, правопорядок. Идею примата права поддерживает и пред­ставитель солидаризма Л. Дюги. По его мнению, право как нормы солидарности предшествует государству, более того, стоит над государственной организацией.

С позиции психологической теории права Л. Петражиц-кого государство по отношению к понимаемому им праву как к праву интуитивному играет служебную роль, оно обязано воплощать его в законах позитивного права (о теориях права см. гл. 13).

Таким образом, идеи примата права по отношению к го­сударству присущи не только теориям естественного права, как это иногда преподносится, но и другим течениям право­вой мысли.

В России идеи связанности государства правом, правового государства получили развитие в трудах русских либералов. Первым пропагандистом либерализма была Екатерина II. Идеи либерализма нашли отражение в «Наказе», написанном ею для членов комиссии по Уложению законов.

Значительную роль сыграл М. М. Сперанский в царство­вание Александра I. Основываясь на идеях естественного пра­ва, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. Это был по сути дела проект первой конституции, оказавшийся неосу­ществленным. Деятельность Сперанского была прекращена самим Александром I, который убоялся собственного вольно­думства.

В этом ряду следует назвать А. Н. Радищева, декабрис­тов, ученых-правоведов 60—70-х гг. прошлого столетия — Б. Н. Чичерина, К. Б. Кавелина, А. М. Унковского.

В 90-е гг. в условиях политического и идейного кризиса сформировалась волна «нового либерализма». С развитием капитализма расширилась социальная база либерализма, появились новые имена, новые идеи. Набирало силу консти­туционное направление либерализма (П. Струве, Н. И. Ми­люков, С. Л. Франк). Оно послужило ядром «Союза освобож­дения», а позднее — партии кадетов — конституционных де-

1^0

мократов, которые отстаивали необходимость конституцион­ного ограничения самодержавия.

«Новый либерализм» воспринял идеи естественных прав, правового государства, но развивал и идеи демократического социализма, отмежевываясь при этом от марксистского соци­ализма. Если старый либерализм стоял на точке зрения не­вмешательства государства в дела гражданского общества (государство — «ночной сторож»), то «новый либерализм» стоял на позициях активного вмешательства государства в со­циальные отношения, борьбы с монополизмом, обеспечения прав на достойное существование, гарантирован ности каждо­го от деспотизма одного лица, партии, класса и даже «само­державия» народа.

В числе сторонников этих взглядов следует назвать имена видных ученых-юристов — П. И. Новгородцева, А. Покров­ского, В. Гессена, Л. И. Петражицкого, Б. А. Кистяковского, С. Гессена.

«Новый либерализм», как ужеотмечено, связывал идеи правового государства с социализмом.Социализм понимался как политика социальныхреформ, всякие революции отвер­гались. Правовое государство рассматривалось как высшая форма государственногобыта. Б. А. Кистяковский видел в нем плацдарм для перехода ксоциалистическому государству. «Новые либералы» стояли посути дела не просто на позициях правового государства,а, как бы мы сегодня сказали, на по­зицияхправового социального государства.

Как известно, большевики придерживались идей дикта­турыпролетариата — власти, неограниченной никакими за­конами. Но взгляды этой партии(впоследствии -— КПСС) поотношению к правовому государству претерпели существен­ныеизменения; иногда говорят, чтоэто были фактически раз­ныепартии: Ленина, Сталина,Хрущева и Брежнева, Горба­чева, а теперь и Зюганова.

XXII съезд КПСС пришел к выводу, что диктатура проле­тариата в нашей стране отмерла, государство превратилось в общенародное. Этот и последующие съезды постоянно под­черкивали необходимость укрепления законности. В теории государства возникла концепция государства социалистиче­ской законности. Конституция СССР 1977 г. в качестве ос­новного направления развития политической системы зафик-

сировала развитие демократии и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

Состоявшаяся в июне 1988 г. Всесоюзная конференция КПСС открыла дверь реформам политической системы СССР. Одной из важных задач, поставленных конференцией, была задача формирования социалистического правового го­сударства. Ныне ни одна партия в России, за исключением праворадикальных движений, не отвергает идею правового государства. В Конституции Российской Федерации 1993 г. записано, что Россия является демократическим, федератив­ным, правовым государством, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст,1, 2).

С распадом СССР цель формирования гражданского об­щества и правового государства воспринята почти всеми го­сударствами, входившими в состав СССР. Таким образом, можно заключить, что права и свободы, правовое государство ныне восприняты человечеством как общечеловеческие цен­ности.

Наши рекомендации