Сущность политики как общественного явления
Предмет политологии
Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Объектомполитологии является политика, политическая сфера общества. Предмет политической науки формировался долго и постепенно. Он выделился из политической философии. Со времен Демокрита и Платона каждый крупный философ пытался дать ответ на главный мировоззренческий вопрос: каков наилучший(оптимальный) образ жизни для человека и как для этого должно быть устроено общество, в котором государству принадлежат решающая организующая роль и власть. Эта традиция развивалась многие века и привела к выделению учения о сущности политики и государства в особую нефилософскую науку – политологию. За нею закрепилось изучение основной части политики и политической жизни – политической власти, ее механизмов и всего многообразия проявлений. Границы ее предмета складывались с большими трудностями в зависимости от хода изучения политической жизни общества определенными науками. В настоящее время предмет политологии – это политическая власть, ее сущность и формы проявления в институтах, отношениях и процессах, законы и закономерности ее функционирования и развития.
Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – закономерностей становления, функционирования и изменения политической власти выделяет большое количество проблем, которые сведены в семь модулей. Центральная проблема, изучаемая политологией,– политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, легитимность, политические институты, проблемы разделения властей и т.д. Т.Парсонс сравнил значение власти в политической системе общества с той ролью, которую играют деньги в экономической сфере общественной жизни. Власть, несомненно, является главным рычагом и средством функционирования политической системы. Формой организации политической власти и управления обществом является государство - второй модуль рассматриваемых в политологии проблем. Этот модуль включает, во-первых, вопрос о формах государственного устройства (монархия, республика, федерация, конфедерация, разновидности и модификации этих форм); во-вторых, проблемы политических режимов (демократический, тоталитарный, авторитарный), которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемократические; в-третьих, понятие гражданского общества. Третий модуль включает изучение проблем политического лидерства и политической элиты, то есть субъектов политической власти. Здесь рассматриваются вопросы о роли личности в политической системе, о мотивациях активности политических лидеров. Четвертый модуль касается изучения политических партий и движений. В мире нет государства, в котором не существовала хотя бы одна политическая партия связано это с тем, что нет государства, где бы ни шла политическая борьба, то есть борьба за власть. А политические движения и партии принимают в ней самое активное участие. Пятый модуль раскрывает современные избирательные системы, которые являются мощным средством завоевания политической власти. Шестой модуль изучает политические процессы, их содержание, структуру и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. Седьмой модуль касается политической культуры общества, ее формирования и развития. Здесь раскрываются нормы и ценности, посредством которых человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политические ориентиры и политическое поведение в целом. Таковы главные темы, вопросы и проблемы, изучаемые политологией, конкретизирующие ее предмет.
Политическая социализация
Политическая социализация(П.с.)– процесс включения индивида в политическую систему путем усвоения им опыта предыдущих поколений. В узком смысле, политическая социализация – сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений и навыков человеку. В широком смысле, политическая социализация – это вся система политического обучения, формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного – на всех этапах жизни человека, включая политическое и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках. Политическая социализация – приобщение индивида к политической культуре. Политическая культура – комплекс представлений той или иной национальной или социально-психологической общности о мире политики, всей политической жизни. законах и правилах ее функционирования. Процесс П.с. человека происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия. В политологии их называют агентами политической социализации. Агенты политической социализации – система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего, путем воспитания и образования. Агентов П.с. принято подразделять на политических (государственные и специализированные политические институты, партии, общественные движения) и неполитических (семья, система образования, работа, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации).Главными агентами политической социализации являются государство и общество.. Государство ориентируется, прежде всего, на распространение среди граждан образцов конформистского поведения, общество же заинтересовано в воспитании критического отношения граждан к государству, его возможностям подчинять себе людей. В современном мире важнейшим агентом П.с. являются СМИ. Они выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека, а зачастую и манипулируют им. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение, радио и Интернет. Выделяют четыре этапа П.с. Первый этап (возраст человека от 3-5 до 12-13 лет) характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец и являются примером для подражания. Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделили четыре стадии политической социализации личности в возрасте от 3 до 13 лет: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них (3-8 лет) характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), а также лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Важное место на первом этапе принадлежит семье. На втором этапе (возраст человека от 13 до 18 лет), как правило, формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты(Актор – школа). Третий этап (с 18 лет) отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди(актор-Вуз). Четвертый этап – завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации). В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. Выделяют четыре типа П.с.: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский. Гармонический (наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества) отражает психологические нормы взаимодействия человека и власти, уважительное отношение власти к индивиду и свойственен англо-американской культуре. Плюралистический (возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур). Человек признает принципы равноправия с другими гражданами, может изменять свои политические пристрастия, признает за другими право иметь другие убеждения и характерен для Западной Европы. Конфликтный(страны с субкультурами, характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы – общей, религиозной, социально-политической). Индивид сохраняет лояльность только к своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками. Гегемонистский(характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества). Человек негативно относится ко всем политическим и социальным нормам, кроме пропагандируемых своей группой, имеющей подавляющую власть в обществе и входит в политику исключительно на ее ценностях. П.с. испытывает влияние: интереса, привычек ,потребностей, стремлений умений индивида. П.с. формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, т.е. в процессе ее реализации происходит становление личности, гражданина той или иной политической системы.
Содержание и тенденции развития политической системы постсоветской России
Современная российская П.с., возникшая в 1991 г., в историческом измерении находится в стадии “младенчества”. Но уже сейчас можно выделить три этапа ее становления. Первый (1991-1993) показал, что реформы, начатые М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным, оказали на качество жизни большинства россиян весьма неблагоприятное воздействие. Это нашло свое отражение в негативной динамике многих социально-экономических показателей: снижение уровня и продолжительности жизни, рост самоубийств, количества беспризорных детей, распространение наркомании, вопиющее имущественное расслоение, большая часть которого совершенно не связана с личными трудовыми усилиями. В политической сфере противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в противоречиях между законодательной и исполнительной властью при бездействии еще не сформировавшейся судебной системы, при “параличе” силовых и правоохранительных структур. Возникла ситуация двоевластия и безвластия. Выход из этой ситуации наиболее прогрессивная и активная часть граждан видела в принятии новой Конституции. К концу 1993 года был положен конец безвластию в стране, а 12 декабря 1993 года, по итогам всероссийского референдума была принята новая Конституция РФ , которая означала создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса, определения легитимных рамок и направлений развития российской государственности и политического процесса в целом. Второй период(1994-1999) характеризовался весьма сумбурными и противоречивыми политическими акциями. Сначала было огромное желание части населения, в основном интеллигенции, поверившей в демократические лозунги младореформаторов, кардинальным образом перестроить политическую систему, отринуть все старое и создать новое демократическое государство и общество. Продолжали возникать новые политические партии и движения, предпринимались активные, хотя и хаотичные попытки создания ряда законов, конкретизирующих положения Конституции РФ, расширялись международные контакты на государственном и общественном уровнях. Однако отсутствие концептуальной основы декларированных реформ, волюнтаризм и грубые ошибки в управлении экономическими и политическими процессами, ставка на внешнюю материальную и даже интеллектуальную поддержку, недооценка и растрата собственных внутренних ресурсов, игнорирование социального положительного опыта привели страну к системному кризису. Законы многих субъектов РФ противоречили Конституции РФ, государственная власть ослабла, криминализация политических и экономических структур достигла предельной черты, за которой уже был хаос и уничтожение суверенной государственности. В рамках третьего периода(2000-2008) началась консолидация прогрессивных сил общества, пришло понимание необходимости конструктивного диалога государственной власти с общественными структурами, с легальным бизнесом, обозначились реальные перспективы вывода страны из кризисного состояния. Был наведен конституционный порядок, восстановлены элементарные социальные гарантии граждан, укреплены политические институты, был остановлен распад страны и прекращена война на северном Кавказе. Было восстановлено единство правового пространства, проведено разграничение полномочия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, укрепилась материальная база и реальная независимость судов. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство. На базе достигнутого определены стратегическая цель, способ и средства ее реализации – инновационное развитие страны, опирающееся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – человеческий потенциал. Для этого необходимо решить три ключевые проблемы. 1). Создать равные возможности для людей. 2). Сформировать мотивацию к инновационному поведению. 3). Повысить эффективность экономики, прежде всего за счет роста производительности труда. Наметилась положительная тенденция по формированию среднего класса как социальной основы политической системы, к 2020 г. доля среднего класса в общей структуре населения должна составить 60-70%. Совершенствуется федеративные отношения, взаимодействие между ветвями государственной власти, снижается степень конфронтации между политическим группировками. Активизируется деятельность общественно-политических институтов(уполномоченных по правам человека, общественных палат и др.). Российская политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, последовательно интегрируется в мировую систему политических отношений и оказывает все возрастающее влияние на международные дела. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, вступление в Совет Европы, взаимодействие с ЕС, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами(ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).
Политическое лидерство
1. Природа, сущность и содержание категорий «политический лидер» и «политическое лидерство»Политическая власть независимо от ее носителей строится в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся господствующие социальные группы и их лидеры. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Главными составными частями данного понятия являются: 1).способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения; 2).лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему. Среди важнейших функций лидера Н.Макиавелли выделил: обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей. Теория лидерства Н.Макиавелли построена на учете четырех положений: власть лидера коренится в поддержке его сторонников; подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; лидер должен обладать волей к выживанию; правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Интересен вывод, полученный русским ученым Л.Н.Гумилевым, который утверждал, что лидерами рождаются. Это люди, которых природа наделяет избыточной биохимической энергией. Известно, что они составляют не более 5% населения. Однако рожденные лидерами не обязательно станут ими. Поэтому правы те, кто утверждает, что лидерами становятся. В теории марксизма появление лидеров обуславливается исторической необходимостью и классовыми интересами общества. Лидер выступает здесь наиболее способным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к нему, в общем-то, вспомогательную, служебную роль. Особое внимание природе лидерства уделяли ученые – психологи.В их трактовке лидерство - есть результат психопатологии личности. Одним из первых эту версию в ХIХ в. выдвинул итальянский врач Чезаре Ломброзо. Он считал, что природа гениальности как в искусстве, науке, так и в политике имеет в основе психическую аномалию. Фридрих Ницше, исследуя теорию и практику лидерства, разработал концепцию личности и обосновал необходимость создания высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. Цель человечества, считал Ницше, лежит в его высших представителях. Изучение лидерства через дефекты личности было рассмотрено в психоаналитических теориях З.Фрейда и его ученика А.Адлера. Зигмунд Фрейд считал, что природа всех общественных институтов, в том числе политических, а также феномен лидерства связаны с проявлением двух основных инстинктов человека: сексуального, воплощаемого через энергию либидо, и агрессивного. Эта энергия может разряжаться различными способами, в том числе в социально приемлемых видах активности: творчестве, профессиональной деятельности, спорте, политике. Фрейд обозначил этот процесс перевода энергии термином «сублимация». Альфред Адлер считал, что источником стремления индивида к власти и превосходству является ощущение собственной неполноценности. Несколько иной вариант понимания природы лидерства предложил американский ученый Гарольд Лассуэлл. Жажда власти, свойственная отдельным людям, есть попытка компенсации неадекватной самооценки (чувство моральной и интеллектуальной неполноценности, чувство слабости и незначительности, ощущение собственной посредственности) или какого-либо травмирующего события детства. Современная политология при рассмотрении природы лидерства использует результаты следующих основных теорий. Теория черт. Личностные качества человека определяют будет ли он лидером. Факторно-аналитическая теория(разновидность теории черт). Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Теория конституентов рассматривает лидерство как отношение между лидером и конституентами (Лидер является выразителем интересов своих последователей). Ситуационная концепция (Появление лидера – результат места, времени и обстоятельств). Психологическая теория(в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, которое проявляется в стремлении к власти). Личностно-ситуативная теория ( черты и мотивы лидера как человека; образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следовать за ним; характеристики роли лидера; правовые и институциональные условия его деятельности). Социологическая теория(Анализ взаимодействия лидера и последователей, выявление эффективного лидера) Интегративная теория лидерства (Анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.). Лидерство - постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе. Это механизм и конкретные способы реализации политической власти. Статусы политического лидерства: формально-должностной статус (связан с обладанием властью); субъективный (характеризует личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту). Политическое лидерство – понятие многомерное. Однако три его аспекта являются определяющими: личностные черты лидеров; инструменты осуществления ими власти; ситуация, с которой сталкивается лидер. Совокупность личностных черт политических лидеров представляется тремя большими группами: природные, нравственные, профессиональные качества. 2. Функции политических лидеровОбозначают следующие функции: аналитическая, разработки программы действий, мобилизации на выполнение принятой программы, новаторская, координационная, интегративная. 3. Типология политических лидеровЦельной теории политического лидерства до сих пор не существует. Причина в том, что непрерывно меняются сами сообщества, в зависимости от этого им требуются каждый раз новые типы лидеров. Политический лидер формируется в результате многих факторов. Вследствие этого существуют различные типы лидеров. По стилю руководства: авторитарный стиль(предполагает единоличное направляющее воздействие лидера; основной метод руководства - директивы, приказы и поручения, основанные на угрозе применения наказания; от подчиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная преданность), демократический стиль (для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирование инициативы; основной метод руководства - поощрение и похвала окружающих); попустительский (отстраненный) стиль (пассивная позиция лидера при осуществлении им управленческих функций и предоставлении большой самостоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных конфликтов; основной метод руководства - просьбы, уговоры, советы; возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает манипулировать политиком). По форме: формальное и неформальное лидерство. Формальное(приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и оценивающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах). Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя. Неформальное(характеризуется субъективной способностью и готовностью человека к выполнению роли лидера, а также признанием за ним права на руководство со стороны членов группы, организации, общества). Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Другая система дифференциации политических лидеров, предложенная М.Вебером, основана на определении того, на чем основана законность власти. В соответствии с данным критерием Вебер выделяет три типа лидерства. Традиционное лидерство – получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Рациональное лидерство - обретение политической власти на основе всеобщих выборов. Харизматическое лидерство - вера народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Широко распространена в политологии концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик, разработанная американским политологом Маргарет Херманн. Личностные черты лидера и ситуация, в которой он действует. Выделялись: Лидер - «знаменосец» - это крупный стратег, который формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Лидер – «служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. Лидер – «торговец» как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков - в особом характере их взаимоотношений с избирателями. Лидер – «пожарный» реагирует проблемы, которые встают перед его приверженцами и избирателями. Г.Лассуэллом разработана теория, основанная на доминирующей функции лидера. Выделяли: лидер-идеолог(манипулирующий идеями), лидер-агитатор(манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы), лидер-организатор(манипулирующий ситуациями).
Сущность политики как общественного явления
Т. “Политика” появился во времена античности, и стал известен благодаря трактату Аристотелю, который был посвящен искусству управления государством и назывался “Политика”. Существует множество интерпретаций термина “Политика” (гр. Politike – искусство управления государством). Политика – деятельность по определенным правилам для достижения поставленной цели. П. выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: сфера общественной жизни( П. предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль), один из видов активности социальных субъектов(интерпретация П. как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения), тип социальных отношений(П. как высший вид человеческого общения). Начиная с Аристотеля за П. как автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Классификация видов политики. По сферам общества: экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, военная. По направлениям: внешняя и внутренняя. По приоритетности: нейтральная, национального примирения, открытых дверей, компромиссов. По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная, волюнтаристская.. Уровни П. Осуществляется на скольких уровнях: 1) низший уровень включает решение местных вопросов: (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.); политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями; 2) локальный уровень требует государственного вмешательства; наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона; 3) национальный уровень занимает центральное место в теории П., что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов; 4) международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства. Свойства П. универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенность, или проникающая способность, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивность (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами). Роль П. в любом обществе сведена к: 1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса. 2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики. 3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия. 5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка. 6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности. 7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой. 8. Организационная. 9. Контрольно-распределительная. В структуре политики выделяют содержание, форма и процесс(отношения). Содержание политики. Это цели политики, ее ценности, мотивы и механизмы принятия политических решений. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), нормы, законы, придающие ей устойчивость и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, выделяют следующие структурные элементы П.: политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения; политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти; политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам; политическая организация - совокупность институтов политической власти; политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов. Субъекты П. Это те, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п. Объект П. Это то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п. Политика неразрывно связана с идеологией, экономикой, моралью, правом, культурой. Политика и идеология. П. неразрывно связана с И. и без И. она существовать не может. Взаимосвязь осуществляется через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике. Существует вредная форма чрезмерного взаимодействия П. и И. - идеологизация политики(монополия одной идеологии на власть). Пример: Идеологический диктат КПСС, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР. Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние П. на И. - политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам, и по конъюнктурным соображениям подвергается идейной эрозии. Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие И. и П., при исключении какой-либо монополии, идейной или властной. Политика и мораль. Существует утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, - кончается мораль. Однако, все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется П., а также от «чистоты рук» тех, кто ею руководит. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, обществу, там М. и П. вполне уживаются друг с другом. В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаимоотношений П.и М.: 1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она моральна(П. должна для использовать только нравственно допустимые средства). 2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, П. и М. автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности. Политика - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальник: Н.Макиавелли. 3. Политика – это зло. Эта позиция исходит из противопоставления П. и М. как непримиримых противоположностей. Такой позиции придерживаются анархисты, представители марксизма, которые трактовали политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации классов и социального неравенства зло. 4. воздействия М. на П. Специфика эта, по Веберу, заключается в применении политикой насилия.Вебер разделил мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо к каким результатам это приведет. Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Политика и экономика. Э. выступает для П. базисным основанием, определяющим развитие П.Э. как совокупность отраслей материального производства разделяет социум на классы, в результате чего возникают политические партии, другие организации политического характера. Политика во многом обусловлена материально-производственной и экономической основой общества. Политика и право. Право имеет политическое сознание. Право воздействует на политику(посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй, определяются правовой статус всех структурных элементов политической системы. Право закрепляет политические отношения и легализует их. Человек и политика.Каждый человек участвует в политике, даже уклонение от участия(абсентеизм) – это тоже участие в политике. Политическое лидерство.Постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Политика и наука.Политика в идеале должна сочетать в себе искусство(управлять) и науку. Наукой вырабатывается стратегический план политического курса, а искусством реализуется. Без научной обоснованности не будет функционировать искусство. Наука и искусство в политике нерасторжимы. Политика как наука анализирует объективные социально-экономические условия и развитие, реальное соотношение политических сил и др. Политика как искусство имеет дело с субъективной стороной общественного процесса: уровнем развития политической культуры населения, способностью руководителей овладевать современными формами и методами политического управления, умением учитывать имеющиеся социальные противоречия, гибкостью реагирования на изменения в раскладке политических сил в государстве и на международном уровне и т.д.