Понятие политики и ее основные характеристики. Происхождение и сущность политики. Эволюция политики?


Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις (полис) многопрофильное сообщество, «город, государство»[1], а τική (тики) — (на)значение[источник не указан 717 дней] или греч. πολιτικός , где πολι (поли) означает множество, а τόκος (токос) — интерес):

·Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

·Вопросы и события общественной, государственной жизни.

·Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике,социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее генеральное управление, тактика принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.

Политика определяет стратегию отношений с другими субъектами через общность или конкуренцию интересов (государство, корпорация) во всех сферах взаимоотношений.

Основу политики отражает стратегический документ иерархии и правоотношений системы управления в виде конституции или устав с генеральным планированием крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы организации и управления иерархичными полифункциональными организациями.

Полис (греч. πόλις) — исторически формировалась как самоорганизация управления городской общиной (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве системных правоотношений, политической формации, общности, — форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение черезИталию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы) в которых формировалась будущая элита. Поэтому многословная иерархическая, политическая формация определяла характер отношения, как приоритетные долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

Политику нередко применяют не для управления в достижении задекларированных программных целей, а для манипуляции[источник не указан 680 дней], политиканства, злоупотребляя сложной иерархией элит и подменой на псевдоэлиты (коррупция, семейственность, ОПГ), что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества (профессиональное несоответствие, халатность или преступные цели).

В узком смысле, политика — программа, деятельность, цель, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) которой направлена на реализацию определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной иерархичной многопрофильной среде. Политикой часто неоправданно называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях.

В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, различающихся по «политическим» взглядам на основы управления и постановке задач, целей, как например, политические партии. Их профили отражаются в названиях принципов системы уклада и управления. В корпоративных, академических, религиозных учреждениях различия больше заметны по школам подготовки специалистов, мировоззрению, приоритету целей, этнокультурным, культовым, родственным, или материальным предпочтениям.

Научное изучение политики ведётся в рамках политологии[2].

Происхождение политики[править | править вики-текст]

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события — хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль. Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

1.Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.

2.Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).

3.Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивностивойны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.

4.Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики сбессознательным.

5.Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриватьсянеолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:

1.Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности. Последняя, в свою очередь, способствует развитиюэкономики, её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности, обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.

2.Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.

3.Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий, находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами — посредством обычаев, моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти. В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти — анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья — как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики[править | править вики-текст]

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским, военным, судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, глобальная или мировая политика).[источник не указан 2295 дней]

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы[править | править вики-текст]

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

1.Субстанциональный. Такие трактовки политики непосредственным образом увязывают её с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.

2.Институционный. В данном случае внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.

3.Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.

4.Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия — с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения[править | править вики-текст]

·Политика — борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес; (дословно — «множество интересов»)[источник не указан 1434 дня]. Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос)[3];

·Политика — искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика — управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;

·Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства[4];

·Политика — это управление распределением ресурсов;

·Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

·Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает[5];

·Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства[6];

·Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;

·Политика — всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;

·Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

·Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;

·Политика — это искусство объединения людей;

·Политика — это борьба за право устанавливать свои правила игры;

·Политика — искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);

·Политика — приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;

·Политика — исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);

·Политика — меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции политики[править | править вики-текст]

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

1.Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.

2.Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.

3.Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).

4.Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.

Структура политики[править | править вики-текст]

В политике выделяются субъекты, или акторы — свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты — общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему, политический режим и политические процессы.


5. Специфика политики как социальной реальности (политическая реальность). Ее субъекты, объекты, структура, виды и функции. Уровни политики.

Наши рекомендации