Параграф второй: законы общественного развития. Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития.

Социальная философия как особый раздел философии изучает закономерности общественной жизни людей на протяжении их истории. Их социальное бытие и его формы, феномен культуры, духовную жизнь общества, всеобщее в структуре общественного сознания, духовной культуры: науку и мифологию, мораль и искусство, политику и право, религию и общественную психологию, то есть то, что составляет наиболее существенный и значимый аспект философского осмысления общественного бытия в его особенном, общем и частном. Эти вопросы и будут предметом нашего рассуждения в дальнейшем.

§1. Общество как часть объективной реальности.

Все, что окружает нас с вами представляет объективную реальность. Частью этой реальности являемся мы - люди, индивиды, а также разнообразные объединения людей - социальные группы, общности, структуры. Эта часть объективной реальности носит название с о ц и у м а (в неё включаются технические и экологические системы). Социум - это универсальная часть общества, включающая: отношения, институты, деятельность, способности, потребности. Это концепция Л. Зеленова, которую мы берем за основу.

Мы должны определиться с пониманием «общества».

В этих целях целесообразно разобраться с такими понятиями, как «человечество», «человеческий род», «социум». Ключом к пониманию их служит человеческая деятельность, суть которой мы с вами рассмотрели в предыдущем параграфе. Деятельность (в отличие от жизнедеятельности живого и взаимодействия живого) - это целесообразное взаимодействие человека и универсума. Деятельность - функциональный, динамический стержень общества.

За деятельностью стоят социальные потребности и способности: две родовые силы человека. Потребность - побудительная сила, способность - деят6льностная сила. Сама деятельность генерирует социальные отношения (самые разнообразные) и социальные институты (организационные формы человеческой деятельности). Это и есть социум.

«Человечество» - это совокупность людей.

«Человеческий род» - мера человека, система родовых качеств человека.

Суть в том, что человечество, человеческий род совокупностью своих качеств порождает вокруг себя специфическое поле бытия:

***технические системы (вторую, технико-технологическую, созданную только человеком природу);

***экологические системы (также порожденные человеком - это сады, парки, бульвары, набережные, новый животный и растительный мир).

Поэтому, когда мы говорим об обществе, то мы подразумеваем не только демографические, но и технические и экологические образования. Они просто по сути общественные, так как созданы человеком.

Теперь об обществе: общество - это люди в совокупности общественных отношений и институтов.

Общество выступает частью объективной реальности. В зависимости от развитости общественных отношений и институтов можно говорить о ступени развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (индустриальное или постиндустриальное), современное (информационное или компьютерное) и так далее, потому как прогрессивное бытие общества не имеет границ в развитии. Нам же необходимо определиться с константами общества, а они соответствуют ранее определенным нами восьмью сферами жизнедеятельности общества: экономическая и экологическая, педагогическая и управленческая, медицинская и физкультурная, педагогическая и художественная. Чем выше, совершеннее общественные отношения и институты, то есть организационные формы деятельности в рамках означенных сфер, тем прогрессивнее общество.

Роль общественных отношений сводится к прогрессу или регрессу общества: можно констатировать демократию или тоталитаризм.

Общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Общество, в сущности своей, то есть объективно, представляет совокупность (то есть отражение) общественных отношений и порождаемых им институтов.

Материальное и идеальное в общественной жизни.

Всё богатство общественных отношений может быть условно подразделено на два типа отношений: материальные и духовные (идеальные).

Надо уяснить, что разграничения между идеальным и материальным, а значит материальными и идеальными отношениями имеют элемент существенной понятийности: идеальное на планете появилось позднее материального и является следствием развития его. Мы об этом говорили ранее, когда обсуждали проблемы сознания человека.

Материальное (по мимо природного, то есть не созданного руками человека) - продукт человеческой деятельности. Деятельность человека, общественная деятельность синтезирована его разумом, то есть проходит стадию идеального, отраженного сознанием.

Другой вопрос, он заключается в результатах деятельности, отражающих как материальные, так и идеальные (духовные) потребности общества:

***результат материальных потребностей - материальный продукт (например: печь СВЧ, телевизор Panasonik, автомобиль марки BMV или производства ОАО «ГАЗ»);

***результат духовных потребностей - духовные отношения, соответствующие полученным идеям и духовным ценностям (а духовный продукт - идея, мысль, теория, концепция, доктрина, сюжетное содержание книги или кинофильмов).

Пример: сущность любой лекции профессора вуза заключена в словосочетаниях, предложениях, которые он профессионально излагает студентам. Это звуковые, материальные волны. Но смысл, который заложен в словах лектора, представляет идеальное воплощение сути его лекционной речи в сознании слушающих.

Общественное бытие и общественное сознание.

В ходе деятельности люди вступают в различные виды отношений. Каждому виду отношений соответствуют свои социальные институты (политическим - государство, экономическим - производство, образовательным - вузы, школы). Общественное бытие здесь отражается в общественном сознании. Происходит процесс взаимодействия материального и идеального в общественной жизни.

Общественное бытие - это материальные, социальные и иные отношения людей в процессе их многообразной деятельности, в которые они вступают друг с другом. Сказать проще, общественное бытие - это вся совокупная деятельность людей и возникающие в ходе неё отношения.

А когда мы говорим о сфере отношений - это уже сфера сознания. Поэтому общественное сознание выступает как «осознанное бытие», то есть отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Общественное бытие и общественное сознание находятся во взаимодействии и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни индивида.

Если на первых ступенях человеческой истории, общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества по материальному признаку, появлением политики и политической борьбы, права, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей. Это воздействие осуществляется через множество промежуточных звеньев: государство и существующий политический режим, политические и правовые нормы и соответствующие им отношения, социальные и экономические институты.

Общественное сознание изменяется в соответствии с трансформацией общественного бытия. Однако и общественное сознание не аморфно, оно также способно воздействовать на характер общественной деятельности. В связи с этим выделяются уровни и формы общественного сознания. Первое - уровни: а) обыденное; б) эмпирическое; в) научное. Второе - формы общественного сознания, которые представляют собой различные способы освоения действительности и включают: а) политическое и правовое сознание (управление); б) моральное; в) религиозное; г) искусство; д) науку; е) философию.

Самостоятельность общественного сознания выражается в том, что изменения материальной жизни общества никогда не создают заново продукты общественного сознания, потому как научные, философские, художественные, педагогические и иные идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития.

Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызвать мгновенного, автоматического изменения общественного сознания, так как духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции. Только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, которые вызываются решающими потребностями изменения материальных условий нового бытия (например: современная Россия; события общественно-политического характера 1917 года; раскол и распад мировой системы социализма).

Одновременно необходимо учитывать огромную роль общественного сознания и его воздействия на общественное бытие, его развитие. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей не допустимо (пример: 1991 - 1993 годы распада СССР, ликвидации компартии Советского Союза; смена политических режимов в Румынии, в Болгарии, в Польше, в Чехословакии; воссоединение Германии).

Определим суть некоторых форм общественного сознания.

Политическое сознание. Политическое сознание, подобно большинству других форм общественного сознания, имеет два уровня - психологический и идеологический. Поэтому суть этого понятия можно определить так: политическое сознание есть совокупность общественно значимых чувств и устойчивого поведения людей, отражающих потребности формирования отношений власти, соответствующих мировоззренческим установкам общества.

Политическая идеология служит очень серьезным орудием в борьбе за политическую власть, инструментом укрепления политического режима и утверждения личностных позиций представителей политических элит и государственного руководства в целом.

Политическая психология, как предметная область воздействия на индивидуальное и общественное сознание, способствует реализации тех задач, которые способны выражаться через чувства, эмоции, настроения, поведение людей и коррелировать их общественную деятельность.

Правовое сознание. Необходимо отметить, что общество не однородно в своем составе. Некоторые его члены пытаются пренебрежительно относиться к интересам и потребностям других людей и игнорировать общественно значимые ценности. Поэтому для утверждения господства и подчинения, общезначимыми признаются в государстве те правила, которые способствуют цивилизованному и последовательному соблюдению законности. Так, появляется право - система социальных норм и отношений, принятых и охраняемых государством.

Правовое сознание на социально-психологическом уровне представляет собой совокупность чувств, навыков, поведения, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими людьми, общественными институтами, государством. Другой уровень правосознания представляется правовой идеологией. Если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального в правосознании, то на идеологическом уровне это индивидуальное как бы нивелируется и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп.

Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки нравственное и политическое.

Нравственное сознание явилось тем духовным образованием, в недрах которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным потому, что нравственное сознание и правовое выполняют единую регулятивную функцию в обществе. Поэтому и нравственные, и правовые взгляды носят, как правило, нормативный и оценочный характер. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий: «свобода», «справедливость», «долг», «права личности».

Однако каждая из этих форм общественного сознания вносит в их понимание свою специфику. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение последнего влечет за собой правовые санкции. Или: то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном (например: при проведение выборов в органы власти к руководству приходит человек, имеющий большие деньги и криминальное прошлое, а не честный профессионал).

Проблемы морали, нравственности.

Мораль - часть мировоззрения, отражающегося в поведении человека, его нравственности, этических поступках.

Особенностью морали как способа регулирования человеческого поведения является то, что она не опирается непосредственно ни на какие специальные институты, которые принуждали бы к соблюдению моральных норм (в отличие от права, где действует институт государства). За моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, воспитания, традиций, сила нравственного авторитета отдельных лиц.

Мораль обращена прежде всего к внутреннему миру и к поведению человека. Мораль - система взглядов и представлений, норм и оценок, касающихся регулирования поведения индивидов, согласования поступков отдельных лиц с интересами других людей или определенной общности, способов воспитания людей, создания и укрепления определенных нравственных качеств и отношений.

Нравственное сознание - основанное на морали поведение человека.

Эстетическое сознание. Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Греческое слово ectetikos означает чувства, чувственность. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, это не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства - художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент эстетического сознания - сознание потребителей художественных ценностей.

Религиозное сознание - догматическое сознание. Сутью его является «догма», «слепая вера».

Научное сознание - номологическое сознание. Оно основано на закономерной целесообразности происходящих процессов и явлений в природе и обществе.

Философское сознание - концептуальное сознание, его суть мировоззренческая.

§2. Законы общественного развития.

Сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития.

Законы общественного развития, как и законы природы объективны. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.

Законы общественного развития в отличие от законов природы - это законы деятельности людей. Вне этой деятельности они не существуют. Чем более глубоко мы познаем законы общественного развития, чем выше сознательность в их применении, тем быстрее двигается история, осуществляется социальный прогресс.

Подобно тому, как знание законов и процессов природы дает возможность с наибольшей целесообразностью покорять стихийные силы природы, знание общественных законов, движущих сил развития общества позволяет его элите сознательно творить историю с использованием наиболее прогрессивных методов руководства и управления. Познавая объективные законы общественного развития и используя их, руководство страны, элита общества действуют не спонтанно, а со знанием дела, целеполагающе и достаточно свободно.

Законы общественного развития выступают чаще всего как тенденции. Они прокладывают себе дорогу через субъективные и объективные препятствия, случайности, через столкновение с противоположными тенденциями. Столкновение различных тенденций ведет к тому, что в каждый исторический момент общественного развития существует не одна, а спектр возможностей. Создавая сознательно условия, социум, общество, социальная система способствуют реализации обусловленных (реальных) возможностей в практику, в действительность во всех сферах жизнедеятельности. Что бы такая тенденция стала закономерностью необходимы определенные факторы, способствующие её становлению. В частности, таким фактором является научно-технический прогресс, его достижения, его результаты. Поэтому одним из законов общественного развития является закон соединения реальных возможностей социальной системы с достижениями (результатами) научно-технического прогресса. Он начинает действовать с определенной ступени общественного развития: при появлении, становлении научно-технического прогресса (ориентировочно с конца ХVIII – начала XIX веков). Этот закон был открыт в последнем десятилетии ХХ века одним из авторов данного учебного пособия - профессором В. Петровым.

Социальные законы, действующие на всех ступенях общественного развития:

***определяющая роль способа производства по отношению к той или иной структуре общества;

***определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, с одновременным влиянием общественного сознания на процессы общественного бытия;

***зависимость уровня социализации человека, социальной природы личности от совокупности общественных отношений;

***социальная и общественная преемственность.

В чем суть отличия проявления законов природы и общества?

Ответ: в механизмах их реализации.

Объективность законов природы и общества очевидна. Законы выражают необходимую, устойчивую, существенную и обязательно повторяющуюся связь между процессами и явлениями. Но если в природе это связь как бы «застывшая» (камень, брошенный вверх, обязательно упадет на землю - сила притяжения), то в социуме объективность законов связана с человеческим фактором, с личностью, существом мыслящим, то есть способным как убыстрять, так и замедлять общественное развитие. Социальные законы историчны, они появляются и проявляются в определенные периоды становления общества и открываются по мере его развития.

Механизм реализации законов общественного развития заключается в деятельности людей. Там, где людей нет или они пассивны, общественные законы не реализуются.

Учитывая то общее, что есть у законов природы и общественных законов и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс.

С одной стороны, этот процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как природные процессы. И в то же время этот процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей.

Существуют понятия «объективных условий» и «субъективного фактора» в проявлении и реализации законов общественного развития.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического характера), которые необходимы для порождения конкретного исторического явления (например: смены общественно-экономической формации). Но сами по себе они еще недостаточны.

Как и когда произойдет конкретное историческое, общественное событие и произойдет ли вообще, зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, элиты, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей природе субъективный фактор может быть как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят на по своему произволу, а будучи вписанными в определенные условия (не Наполеон I '1769-1821', Ф. Рузвельт '1882-1945, В. Ленин '1870-1924', А. Гитлер '1889-1945', И. Сталин '1879-1953' определяли эпоху, а эпоха породила таких людей. Не было бы их, были бы иные люди с иными именами и фамилиями).

В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития?

Процесс общественного развития сложен и противоречив. Диалектика его предполагает как поступательное развитие, так и скачкообразное движение. По мнению некоторых ученых общественное развитие идет по синусоиде, то есть от первичного начала к пику совершенства, а затем наступает упадок.

В силу означенного, определимся с двумя подходами к процессу общественного развития: формационному и цивилизационному.

Формационный подход. Сутью его является понятие общественно-экономической формации. Категория «общественно-экономической формации» используется несколькими науками: экономикой, историей, философией. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные и духовные, политические и социальные, экологические и нравственные… Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений, это специфическая деятельность на всем общественном пространстве в совокупности своего компонентного состава (субъект, объект, средства, условия, процесс, результат, система, среда). Общественно-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Каждая формация - особый социальный организм, развивающийся на базе внутренне присущих ему законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация - это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Суть формационного подхода была определена К. Марксом. Он представлял общественное развитие как объективную смену общественных формаций, обусловленную характером способа производства и соответствующими ему производительными силами и производственными отношениями. Человеческая история делилась им на пять общественно-экономических формаций: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) буржуазная; 5) коммунистическая.

В ходе общественного развития наступает определенный момент, обостряющий несоответствие между способом производства и производственными отношениями. В результате противоречия происходит определенное движение, которое приводит к смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

Философский характер суждений К. Маркса заключен в диалектике этого процесса, подтверждающего объективный характер всеобщих законов развития. Общество не стоит на месте, исторический процесс предполагает определенную стадийность, формационность, суть которых заключена в их качественном различии.

Можно сказать, что деление К. Марксом истории на конкретные формации в чем-то несовершенно, но необходимо признать, что на тот период времени - ХIХ век - это было несомненным крупным вкладом в науку об обществе, в социальную философию. С позиций современного общественного развития в представленной концепции требуют своего уточнения ряд вопросов. В частности, характерные особенности перехода от одной формации к другой, так как в мировой истории в ряде стран отсутствуют, отмеченные К. Марксом, формации: в России не было рабовладения; Монголия не испытала многообразия буржуазной формации. Далее: вызывают затруднение определение количественно-качественных характеристик производительных сил рабовладельческого и феодального обществ. Весьма специфического подхода требует фаза социализма в коммунистической формации. Существует проблема межформационного этапа, когда не исключается возможность возврата к предыдущей формации или повторение ее характерных особенностей или периодов.

В силу этих и ряда других причин целесообразно рассмотреть цивилизационный подход к общественному развитию.

Идеологом цивилизационного подхода считается британский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ Арнолд Джозеф Тойнби (1889-1975 г.г.). Его 12-ти томный труд «Исследование истории» (1934-1961) представляет попытку уяснения смысла исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала при помощи общенаучной классификации и философско-культурологических понятий.

Здесь необходимо отметить тот факт, что задолго до А. Тойнби проблемой и периодикой общественно-исторического развития занимался русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 г.г.). Ранее в пособии мы уже отмечали его позицию. В своем труде «Россия и Европа» (1869 г.) он выдвинул теорию «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Н. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонско-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Поэтому забывать вклад русского ученого в проблему общественного развития было бы несправедливо.

Прежде чем, мы обозначим позицию А. Тойнби, определимся с понятием цивилизации.

Современные представления о цивилизации связаны с идеей целостности мира, его единства. Категория «цивилизации» охватывает совокупность материальных и духовных достижений общества, иногда ее соотносят с понятием «культура».

В общефилософском смысле - цивилизация есть социальная форма материи.

В социально-философском смысле цивилизация характеризует всемирно-исторический процесс и качественно определенные стадии его развития.

Теперь о позиции А. Тойнби: он рассматривает историю человечества как состоящую из ряда цивилизаций. Под цивилизацией он понимает устойчивую общность людей, объединенных, прежде всего, духовными (религиозными) традициями, а также географическими рамками.

Всемирная история у него предстает как совокупность цивилизаций: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксально христианская, индусская, исламская… Согласно типологии А. Тойнби, в истории человечества существовало около трех десятков локальных цивилизаций.

Концепция А. Тойнби основана на двух гипотезах:

во-первых, не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации;

во-вторых, нет жесткой взаимосвязи между цивилизациями. Прочно связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет А. Тойнби перейти к анализу собственно исторических факторов общественного развития. К ним он относит, прежде всего, «закон вызова и ответа». Само возникновение цивилизации, так же как и ее дальнейший прогресс, определяются им способностью людей дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации, в которую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к «надлому», а затем и к упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция «творческого меньшинства» (управленцы), которое выдвигает новые идеи и самоутвержденно проводит их в жизнь, увлекая за собой всех остальных.

По мере развития цивилизации готовится и ее упадок. Строй, подточенный внутренними противоречиями, рушится. Но этого можно и избежать, отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

Внимательный анализ двух концепций общественного развития - формационной и цивилизационной - показывает как различия, так и сходства в них; как достоинства, так и недостатки. Суть обеих в том, что общественно-исторический процесс динамичен и происходит в соответствии с определенными законами и закономерностями общественного развития.

Анализ формационного и цивилизационного подходов общественного развития предполагает:

1) применение принципа системности, суть которого не в описательном раскрытии общественных явлений, а их целостное исследование в совокупности элементов и связей между ними;

2) применение принципа многомерности, учитывающего, что каждая составляющая общественного развития может выступать подсистемой других: экономических, управленческих, экологических, научных…;

3) применение принципа поляризации, что означает изучение противоположных тенденций, свойств, параметров общественных явлений: актуальное - потенциальное, предметно-вещественное - личностное;

4) применение принципа взаимосвязи, предполагающего анализ каждого общественного явления в совокупности его свойств, в отношении с другими общественными явлениями и их свойствами, при чем эти отношения могут обладать отношениями координации и субординации;

5) применение принципа иерархичности бытия общественных явлений и возникающими в связи с этим проблемами - локальными, региональными, глобальными.

Вопросы для самоконтроля

Смысл понятий «человечество», «человеческий род», «социум».

Сущность понятия «общество».

Значение деятельности в развитии общества.

Характеристика общественных отношений.

Материальное и идеальное в общественной жизни.

Общественное бытие и общественное сознание.

Уровни и формы общественного сознания.

Политическое и правовое сознание.

Нравственное и эстетическое сознание.

Научное и религиозное сознание.

Философское сознание.

Сущность законов общественного развития.

Механизм реализации законов общественного развития.

Объективные условия и субъективный фактор в общественном развитии.

Формационный и цивилизационный подходы в анализе общественного развития.

Суть концепции общественного развития К. Маркса.

Суть концепции общественного развития А. Тойнби.

Литература

Альтернативные пути к цивилизации. – М., 2000.

Бенедиктов Н.А. Исторический процесс: единство и многообразие. – Красноярск, 1988.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб, 1871; М., 1991.

Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика коммуникаций. – СПб., 2000.

Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Нижний Новгород, 1991.

Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. – М., 1995.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для студентов вузов. – М., 1998.

Маркс К. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000.

Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети ХIХ – начала ХХ века. – Л., 1978.

Социология на пороге ХХI века. Новые направления исследований. – М., 1998.

Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. – М., 1998.

Хантингтон С. Столкновенние цивилизаций. – М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – М. – Пг., 1923.

Toynbee A. A Study of History. V. 1-12. London, 1934-1961.

ГЛАВА ХIV

Наши рекомендации