Понятие политики, как общественного явления.

Теологическая теория - Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой.

Патриархальная теория - Основана на правах, равных перед всеми в обществе.

Теория Томаса Гоббса - Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода.

Теория Джона Локка - Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого

Теория Жан-Жака Руссо - Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все.

Марксистская концепция происхождения государства(По Энгельсу,Ленину)- Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

Расовая теория - Появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы.

Типология государств. Формы правления и государственного устройства.

Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Типы государств :

Рабовладельческий

Феодальный

Буржуазный

Социалистический

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Абсолютная монархия- государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман);

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства.

Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и прочие.

Второй препятствующий объективный фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских ценностей.

Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества.

Не менее важным фактором, препятствующим развитию гражданского общества является активное противодействие со стороны бюрократического аппарата. Он как бы находится вне идеологии, вне политики и вн идет массовое обнищание населения в целом, и особенно тех социальных слоев (средние слои, молодежь), которые должны быть наиболее заинтересованы в развитии гражданского общества.е времени.

Функции групп интересов

1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Типология групп интересов

1. С точки зрения происхождения и степени организованности:

1. Аномические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;

2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

2. По специализации деятельности:

1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;

2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).

3. По характеру деятельности:

1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;

2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.

4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

1. организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

3. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

4. организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

29) Массовые демократические движения и международные организации.

КПРФ — официально зарегистрированная левая политическая партия в Российской Федерации. Фактически является прямым наследником КПСС. Однако юридически не имеет к главной партии СССР никакого отношения, так как с 1991 года любая её деятельность на территории России запрещена.

Справедли́вая Росси́я- официально зарегистрированная левоцентристская политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии и модернизированного социализма. Сергей Миронов — лидер партии Справедливая Россия.

Политическая партия ЛДПР — официально зарегистрированная политическая партия в Российской Федерации. Создана 14 декабря 1992 года. Является прямым наследником Либерально-демократической партии Советского Союза. Председателем партии является Владимир Жириновский.

Акции «За честные выборы» в 2011 году- Первый крупный митинг «За честные выборы» прошёл 10 декабря 2011 года. 15 декабря Владимир Путин предложил вернуть ограниченные выборы глав регионов РФ уже в 2012 году. 22 декабря 2011 года Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию пообещал внести в Госдуму законно проект о возвращении выборов глав регионов.

33) Происхождение, виды и функции политических элит.

Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей(управляющий класс), занимающий высокие касты, и влияющие на политику . Он является правящим слоем .

Функции политической элиты :

1) Стратегическая (определить стратегию действия путём генерирования новых идей)

2) Организаторская (осуществление на практике выработанного курса)

3) Интегративная (укрепление стабильности и единства общества)

Виды элит :

1)Высшая – принимает значимые решения.

2)Средние – принимает решение на местах

3) Закрытая - закрыта для доступа посторонних

4)Открытая – открыта для всех

34) Политическое лидерство и его роль в политической жизни.

Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера.

Политическое лидерство – это положение в обществе , которое характеризуется направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества." умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

35) Политическая идеология: сущность структура, функции.

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Она обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики.

Структура полит. Идеологии :

1) политические идеи 2) политические теории 3) политические идеалы, ценности,

4) гипотезы, лозунги, программы.

Функции полит. Идеологии :

1) Ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности.

2) Мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей.

3) Критическая – способствует критическому осмыслению действительности.

4) Прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели.

36) Либерализм как политическая идеология.

Либерали́зм— идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова. Либералы полагают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь или предпринимательскую деятельность, кроме как для защиты свободы и собственности одних от посягательств других. Они поддерживают экономический и культурный либерализм и выступают против социального либерализма. В рамках экономического либерализма обособилось идеологическое течение неолиберализма. Это течение часто рассматривается как чисто экономическая теория, вне контекста политического либерализма. Неолибералы стремятся к невмешательству государства в экономику страны и к свободному рынку.

37) Консерватизм как политическая идеология.

Консерватизм — приверженность ко всему устаревшему, отжившему, к осному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому

Консервати́зм идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Современный консерватизм иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании. В России движение консерваторов активно развивалось в XIX веке. Как правило они были против обучения в Европе, вообще "европизации" России, а также против реформ. В Российской Федерации крупнейшая партия страны, Единая Россия, в 2009 году официально провозгласила своей идеологией «российский консерватизм», также взяв курс на консервативную модернизацию по примеру послевоенной Германии и Японии. В зависимости от страны, курс и цели консервативных политических партий разнятся. Как консерваторы, так и либералы выступают за частную собственность, в оппозицию коммунистам, социалистам и партии зелёных, поддерживающим общественную собственность и внедрение законов, требующих социальной ответственности со стороны собственников.

38) Социализм как политическая идеология.

Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства . Общественного строя, воплощающего эти принципы , для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы . Социализм — это радикальный коллективизм индустриальной эпохи, история которой развивается между двумя крайними проявлениями: социализмом и капитализмом. На практике все попытки реализации идей социализма в XX в. приводили к тоталитарным диктатурам и массовому террору.

В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему

Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство, командно-административная система). Наличие предприятий с коллективной формой собственности в условиях рыночной экономики позволяет говорить об особой форме социализма, т. н. «рыночном социализме»

Социал-демократия — умеренный тип социализма. Основным отличием является отказ от насилия, как средства политической борьбы. Основными целями социал-демократии являются снижение имущественного неравенства путем законодательных реформ, в частности — изменения налоговой системы.

После прихода в России большевиков к власти пути радикального социализма (коммунизма) и социал-демократии решительно разошлись.

39) Фашизм как политическая идеология.

Фаши́зм — обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа , характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини .

В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм, франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира.

Критерии

· Специфика участников. По мнению известного французского философа и социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.

· Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.

· Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».

· МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания.

54)Геополитический статус России и модели мирового порядка.

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитическихзакономерностей.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Понятие политики, как общественного явления.

“Политика” – одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все”. Мы говорим о политике государства, о поли тике партий, о семейной политике и т.д.

политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

В современной политологии определились следующие направления в исследовании природы и сущности политической жизни:

1) социологическое направление 2) нормативно-институциональный подход 3) эмпирико-аналитическое направление.

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали традиционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Американская политологическая школа представлена следующими направлениями.

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.)

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет).

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3. Бжезинский, С. Хантингтон и др.)

9)Цели, средства и методы политики

Цель – это мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, носит конкретный характер. Цели общества и государства имеют общий характер, так как они должны отвечать интересам большого числа людей.

Но в политике наряду с общими целями существуют и более конкретные, или промежуточные, цели,например создание эффективной системы управления обществом, разработка и принятие необходимых законов и т. д.

В демократически организованном обществе основными целями политики являются согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне.

Но бывает так, что сама политическая власть является основной целью для различных политических сил и люди, обладающие властью, используют ее как средство для удерживания власти и достижения иных корыстных целей.

Средства в политике – это особые инструменты, методы, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств в политике могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж и др.

В современной политике большое значение имеют средства массовой информации (СМИ). Они дают политикам огромные возможности для того, чтобы манипулировать общественным сознанием и достигать своих целей.

Проблема соотношения целей и средств в политике была актуальной во все времена.

Часто политики для достижения своих целей использовали самые жестокие средства. Многие политики руководствовались постулатом Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». Но это крайности.

МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ И ВЛАСТИ
1) по направленности и степени радикальности - революционные, реформистские и консервативные; 2) по степени принуждения - насильственные и ненасильственные; 3) по форме осуществления - диктаторские, авторитарные и демократические.

10) Насилие как средство политической борьбы.

Политическое насилие всегда играло и продолжает играть большую роль в жизни общества. Войны, революции, политические убийства, репрессии по отношению к противникам отмечаются в истории человечества с древнейших времен.

Вместе с тем насилие — это опасное средство политической борьбы. С одной стороны, оно позволяет осуществлять глубокие преобразования общественных отношений. С другой — ничем не ограниченное насилие — терроризм — является источником дестабилизации любой политической системы. Насилие выступает в различных формах. Во-первых, в виде прямого насилия, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор). Во-вторых, в форме косвенного (скрытого) насилия, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), а заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум)

Насилие оправдано в том случае, когда политическая борьба ведется против автократического режима и отсутствуют легальные возможности для действий оппозиции. Насилие является справедливым в случае отражения не спровоцированной вооруженной агрессии извне, при подавлении вооруженного мятежа и других насильственных действий, направленных на свержение демократического государственного строя.

Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения.

Насилие порождает в духовной жизни общества атмосферу страха, дегуманизирует личность, превращает людей в пассивный объект политических манипуляций.

Насилие масс может принимать различные формы, такие, как уличная борьба, захват помещений, взятие заложников, участие в революционных движениях и т.д. Насилие «сверху» имеет различные степени стихийности и организованности.

Насилие в политических процессах встречается в самых разных формах. Есть государственное насилие в отношении тех граждан, которые не выполняют правовых норм. Такое насилие узаконено, как и насилие в ответ на агрессию одного государства в адрес другого. Международное право признает правомерность использования силы, в том числе и военной, для защиты территориальной целостности страны. Закон признает и право индивида на применение насилия в рамках достаточной самообороны. Несмотря на то, что некоторые формы насилия не сопровождаются таким большим количеством жертв (бунты, перевороты), они в этом отношении имеют более дорогостоящий характер, чем такие средства власти, как убеждение, экономическое принуждение и т.д.

Материальные затраты, связанные с насилием, включают в себя расходы на содержание аппарата принуждения, стоимость материальных ценностей, подвергшихся разрушению в результате применения насилия. Разрушение материальных ценностей (зданий, средств коммуникаций, транспорта, орудий труда и т.д.) является неизбежным следствием применения насилия.

11) Политический терроризм.

Политический терроризм- это незаконное использование насилия, или угрозы насилия(убийство) , против собственности , для запугивания или изменения курса правительства.

Политический терроризм уходит в Античность и Средние Века. В современности терроризм переходит в - партизанскую войну, или принимает форму войны.

Он может быть массовым или индивидуальным, может быть групповым(ХАМАС).

Наиболее распространённый террор , основанный на почве этнического сепаратизма – террор направлен на достижение независимости регионов.

Религиозный террор – связан с терроризмом этническим(арабы-мусульмане из палестинских группировок) Политическое крыло обеспечивает социальную поддержку(образование,выборы) , а военное введёт террористические акты.

12) Ненасилие как метод: теория и практика.

Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов. Евангельский образ ненасилия и состоит в этом : «Не противься злому» . Но кто ударит тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия. В каждой культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . Ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока. Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность . Человек рассматривается как‘’ песчинка’’в природе и обществе . Его самоценность не признаётся .

Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним. Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам. Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия.

13) Политическая власть, ее структура и особенности.

Политическая власть— способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Структура:

Субъект - это те, кто властвует . (Государство и его институты , политические элиты и лидеры . )

Объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. (Индивид, социальная группа, масса, класс )

К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

14) Основания, ресурсы и виды политической власти.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти разнообразны. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

1. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, составляющие фундамент власти; мероприятия, повышающие степень ликвидности экономики: деньги как их всеобщий эквивалент, золотой запас государства, степень устойчивости национальной валюты, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, дифференцируя степень их оплаты.

2. Социальные ресурсы – совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения, которые являются средствами удовлетворения потребностей людей; это мероприятия, направленные на изменение статуса социальных групп и отдельных индивидов, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности, итоговым результатом которых является возможность манипуляции людьми. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.

3. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и другие. К этим ресурсам относятся принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующие обществу информационный плюрализм, доступ людей к печати, телевидению, радио, равно как препятствующих доступу к ним террористам. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Культурно-информационный ресурс имеет все более возрастающее значение, поскольку через ежедневно получаемую информацию формируется общественное мнение, обеспечивающее или препятствующее выполнению властных распоряжений государства.

4. Административно-силовые ресурсы – это совокупность властных учреждений, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю безопасность государства: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура и их атрибуты: здания, снаряжения, техника, тюрьмы и т. д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества, свободы, то есть высших ценностей. К административно-силовым ресурсам также относятся система подбора кадров, оснащение властных органов техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Естественно, власть ни в коем случае нельзя свести к силе. Но нельзя не учесть тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не всегда способна добиться своих решений. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отношениях механизм принуждения.

5. Юридические ресурсы - инструкции, постановления, указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки инерционного законодательства.

Виды власти:

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

15) Проблема легитимности власти, ее типы.

Легальность – законность власти ,её соотвествие правовым нормам

Легитимность – качества взаимоотношения власти и подданых , которое выражается в добровольном признании ценности власти ,в ее праве управлять , т.е.е доверие власти в глазах народа .

Типы легитимности власти по М.Веберу:

1)Традиционый-это власть обуславдена традициям, верой в законность и в священность порядков властей.

2)Харизматический- власть основана на вере в масс в исключительные качества , в

Наши рекомендации