Нормативно-правовая база регулирования государственных закупок в системе здравоохранения
История развития нормативной базы в области государственных закупок в системе здравоохранения нашей страны складывалась таким образом, что сегодня мы имеем достаточно объемное, порой противоречивое законодательство, в котором бывает непросто разобраться.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующим порядок размещения и исполнение государственных закупок в системе здравоохранения и в других государственных сферах, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу с 1 января 2014 года. Соответственно утрачивает силу федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ)».
Сфера регулирования закона № 44-ФЗ существенно шире. Он содержит 8 глав, 120 статей, требует принятия более 60 подзаконных нормативных актов на федеральном уровне, а также устанавливает возможность регулирования отдельных вопросов в сфере закупок на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне.
«Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» [4, стр. 167]
«Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы, в том числе контрактных управляющих, должностных лиц контрактной службы» [4. ст.356]
В основу нормативно-правовой базы, регулирующей процесс размещения госзакупок Тверской области входят:
– Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства Тверской области от 28.10.2016 №351-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 04.02.2014 № 50-пп»;
– Постановление Правительства Тверской области №231-пп от 01.07.2016 «Об утверждении правил определения требований к закупаемым органами государственной власти Тверской области, государственными органами Тверской области, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами Тверской области, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам государственными казенными и государственными бюджетными учреждениями Тверской области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения нужд Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №185-пп от 06.05.2016 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №184-пп от 06.05.2016 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тверской области»;
– Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области №7-нп от 30.03.2016 «Об утверждении порядка формирования и направления заказчиками Тверской области сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, а также направления Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области заказчикам Тверской области сведений, извещений и протоколов»;
– Постановление Правительства Тверской области №58-пп от 15.02.2016 «О нормативных затратах на обеспечение функций органов государственной власти Тверской области, государственных органов Тверской области, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №555-пп от 24.11.2015 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Тверской области, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
– Постановление Правительства Тверской области №493-пп от 20.10.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 04.02.2015 №50-пп»;
– Постановление Правительства Тверской области №73-пп от 18.10.2011 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №50-пп от 04.02.2014 «Об утверждении порядка взаимодействия Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и заказчиков Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №182-пп от 08.04.2014 «О региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тверской области»
– Постановление Правительства Тверской области №266-пп от 27.05.2014 «О случаях осуществления банковского сопровождения контрактов для обеспечения нужд Тверской области»;
– Постановление Правительства Тверской области №321-пп от 01.07.2014 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»;
– Распоряжение Правительства Тверской области №150-рп от 01.04.2014 «О совершенствовании системы закупок для нужд Тверской области».
Указы Президента Российской Федерации:
«О внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации по вопросам полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»
– Постановления Правительства Российской Федерации:
– Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 №1441 «Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара - юридическим лицом в соответствии со статьей 111.4 указанного Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта»;
– Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2016 №1009 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. №19»;
– Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 №968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 №835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступает в силу с 01.01.2017);
– Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 №191 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году»;
– Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 №190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»;
– Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 №791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 №1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») (вступает в силу с 01.01.2017);
– Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено»;
– Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (вместе с «Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок»);
– Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
– Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 №1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Требованиями к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») (вступает в силу с 01.01.2017);
– Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 №926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;
– Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» (вместе с «Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
– Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»;
– Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 №476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
– Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 №238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (вместе с "Правилами подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе»);
– Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ и услуг, случаев отнесения товаров, работ и услуг к товарам, работам и услугам, которые по причинам их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;
– Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 №1107 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, порядке ведения перечня таких банков и требованиях к условиям договоров о ведении счетов для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, заключаемых оператором электронной площадки с банком»;
– Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»;
– Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 №1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов»;
– Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 №1581 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 20.09.2014 №963 « Об осуществлении банковского сопровождения контрактов»;
– Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 №656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
– Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»);
– Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 №89 «Об утверждении правил ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»;
– Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292 «Об утверждении Перечня товаров (работ, услуг) производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»;
– Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»;
– Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 №1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам безе изменения его условий невозможно»;
– Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с «Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»);
– Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»;
– Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
«Все вышеназванные постановления и акты составляют основу законодательной базы в области госзакупок в системе здравоохранения Тверской области. Иные федеральные законы, регулирующие поставки для государственных нужд в отдельных сферах деятельности государства, отражают специфику применения этого законодательства и должны соответствовать основному законодательству».
Кроме того, в развитие основного законодательства об организации процесса государственных закупок принята масса подзаконных актов, изданных Правительством РФ, министерствами и ведомствами, а также существует региональное законодательство, посвященное этому вопросу»
В случае обнаружения противоречий в законодательных актах следует применять акт, имеющий более высокую юридическую силу. В случае сомнения следует применять закон, непосредственно регулирующий ту или иную ситуацию. Судебная практика применения этого законодательства выявит существующие противоречия, даст рекомендации по их устранению. В необходимых случаях законодателем будут внесены изменения в соответствующие законы.