Нормативно-правовая база регулирования информационными технологиями

Информационное законодательство-это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Информационное законодательство формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации - порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг и т.п. В настоящее время информационное законодательство находится в стадии становления.

Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации.[1] Конституционную основу правового регулирования информационных отношений составляют нормы, содержащиеся в статьях 23, 24, 29 и 44 Конституции Российской Федерации.

В 1995 году была разработана и одобрена Президентом Российской Федерации Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, являющаяся, по сути, аналитическим документом, направленным на выявление проблем в процессе информатизации и предложение путей их решения. В документе формулируются цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к информационному обществу. В соответствии с Концепцией в едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

· соблюдения конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Конституция Российской Федерации, статья 29 п.4), в частности, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

· возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

· защиты авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

· формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

· ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

· согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

· тесного информационного взаимодействия и активного обмена в системе информационного международного сотрудничества;

· информационной безопасности.[43]

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.

Особое положение в законодательстве в сфере информации и информатизации занимают правовые нормы, направленные на регулирование отношений субъектов, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов с ограниченным доступом.

В стране действует базовый Закон Российской Федерации от 21.07.93 г. № 5485-1 О государственной тайне. В этом законе определены порядок отнесения сведений к государственной тайне и ответственность лиц за ее разглашение. В этом же законе определяется состав организационных и технических мер, направленных на предотвращение утечки сведений, составляющих государственную тайну.

Формирование конкретных видов информационных ресурсов регулируется рядом федеральных видовых законов, к которым в первую очередь следует отнести: Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ О библиотечном деле; Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ Об обязательном экземпляре документов; Основы законодательства Российской Федерации от 07.07.93 № 5341-1 Об архивном фонде Российской Федерации и архивах; Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1; Закон Российской Федерации от 10.06.93 № 5154-1 О стандартизации и другие. Во всех этих законах детально представлены нормы, касающиеся порядка формирования соответствующих видов информационных ресурсов. Отраслевое информационное законодательство, касающееся формирования и использования отдельных видов общедоступных государственных информационных ресурсов, представлено рядом федеральных законов, направленных на регулирование отношений субъектов в конкретных сферах (отраслях) жизни общества.

К наиболее значимым федеральным законам следует отнести:

Закон Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 О недрах; Федеральный закон от 26.12.95 № 209-ФЗ О геодезии и картографии; Закон Российской Федерации от 25.12.90 № 445-1 О предприятиях и предпринимательской деятельности; Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации; Федеральный закон О государственном земельном кадастре от 02.01.2000 №28-ФЗ и другие.[12,c.534]

На развитие информационной инфраструктуры существенное влияние имеют нормы следующих видовых федеральных законов.Федеральный закон от 16.02.95 №126-ФЗ О связи; Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4524-1 О федеральных органах правительственной связи и информации.Правовым фундаментом, регулирующим в РФ отношения в области информации, является федеральные законы, направленные, например, на обеспечение защиты информации:

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г.№3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 6 августа 1993 г. №5605-1 «О селекционных достижениях» и др.

В ряде стран и на международном уровне происходит формирование нормативно-правовой базы, непосредственно нацеленные на развитие информационного общества, на превращение этого процесса в глобальный. Так, например, в настоящее время на территории РФ действуют более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов президента, около 200 актов Правительства России, обеспечивающие правовые основы глобализирующегося информационного общества, среди которых. Конвенция «О преступлениях в компьютерной сфере» от 27 апреля 2000 г.; Всеобщая декларации ООН «О правах человека» 10 декабря 1948 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ; ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г.; ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г.;- ФЗ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.; Постановления Правительства РФ («О Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям» от 28 марта 2008 г., «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» от 6 ноября 2007 г. и др.); Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г.; Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»; Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000 г.);Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»; Проекты ФЗ «О документации», «Об электронном документе» и ряд других.

Проблема создания глобального информационного общества обсуждается на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО. В 1998 г. Международный Телекоммуникационный союз (ITU) в Миннеаполисе принял решение (Резолюция №73) выступить с предложением Организационному комитету ООН о проведении Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS). В 1999 г. ООН приняла положительное решение и началась подготовка Саммита. Уже к началу 2003 г. было подготовлено и началось широкое обсуждение двух основных документов Всемирного саммита: Декларации принципов и Плана действий.[31,c.52]

Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» провозглашает стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие глобального информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека; совместное использование и расширение глобальных знаний в целях развития может способствовать устранение барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации для осуществления деятельности в области экономики, в социальной сфере, политике, здравоохранении, культуре, образовании и науке, а также упрощение доступа к информации, являющейся публичным достоянием, в том числе путем обеспечения универсального дизайна и использования ассистивных технологий». [37]

«План действий» носит достаточно конкретный характер и включает ориентировочные показатели применения информационных технологий в странах-участниках Саммита до 2015 г. Конечно, данные показатели могут корректироваться с учетом национальной специфики.

Однако в целом планируется, что к 2015 г. информационно-компьютерными технологиями должны быть обеспечены: деревни и сельские населенные пункты, где должны быть созданы точки коллективного доступа; университеты, средние и начальные школы; научно-исследовательские центры; публичные библиотеки, культурные центры, музеи, почтовые отделения и архивы; центры здравоохранения и больницы; все местные центральные госучреждения; планируется также пересмотреть все программы начальных и средних школ с тем, чтобы включить в них знания, необходимые для формирования информационного общества; все население планеты должно быть обеспечено доступом к телевещанию и радиовещанию; в Интернете должно быть обеспечено представление всех языков мира; в целом к 2015 г. доступ к информационным технологиям должно иметь более половины населения Земного шара. [27,c.33]

Наши рекомендации