Основные проблемы организации процесса государственных закупок

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами.

В первую очередь следует отметить уже ставшие традицией для большинства официальных порталов страны технические проблемы. Очень много жалоб, связанных с неудовлетворительной работой портала закупок и существование погрешностей в формах документов. Системы автоматизации не успевают за изменениями в нормативно-правовой базе. Некоторые операции приходится делать вручную, а это связано со значительными трудовыми затратами. В начале 2017 года ,например, лечебным учреждениям пришлось столкнуться с рядом неправомерных ошибок на портале закупок.

Основные проблемы организации процесса государственных закупок - student2.ru

Рисунок 2 – Страница по ссылке «Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок»

Именно поэтому для обеспечения эффективной работы контрактной системы необходимо способствовать скорейшему развитию автоматизации официального сайта и региональных систем.

Следующей проблемой является то , что на сегодняшний день для того, чтобы оформить размещение обычной закупки требуется слишком много времени. Одно лишь определение начальной максимальной цены контракта посредством официального сайта занимает определенное время. На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. В этом году Законом № 44-ФЗ предусмотрен каталог товаров, работ, услуг. Данный каталог позволяет повысить эффективность использования контрактной системы.

Нельзя не сказать и об огромном количестве нормативно-правовых актов в данной сфере, а также об их сложности.

«С одной стороны такая ситуация подтверждает профессионализацию знаний в сфере государственных закупок. Но вместе с тем такая работа, которая зачастую рассматривается как обязанность снабженцев, может оказаться им не по силам. И если государственному заказчику приходится осваивать положения нового закона хотя в силу грозящих им штрафов, то потенциальным исполнителям государственных контрактов и вовсе не хочется этим заниматься. Не все заказчики, а уж тем более потенциальные исполнители имеют в штате профессионалов, которые в состоянии грамотно реализовать процедуры размещения и исполнения заказа. И даже те, кто прошел обучение, уходят из профессии из-за высокой ответственности и огромного количества штрафов. В результате возникают ошибки в процессе планирования и размещения заказа, а в последующем эти ошибки влекут за собой наложение вышеупомянутых штрафов» [5, стр. 206]

Несмотря на наличие большого количества нормативных документов, регулирующих закупки для государственных и муниципальных нужд сложно говорить о полноте этого регулирования. И хотя новшества в общем можно оценить как положительную тенденцию, однако некоторые положения все же носят противоречивый характер и вызывают определенные вопросы. Ряд существенных практических вопросов закупочной деятельности не нашли полного освещения в нормативных актах. Кроме того, отсутствуют официальные разъяснения по многим положениям нормативно-правовых актов. Именно поэтому целесообразно более подробно рассматривать отдельные положения Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г.

Законом о контрактной системе, в частности были введены новые термины и определения, среди которых в первую очередь следует обратить внимание на понятие «контрактная система», представляющая собой «совокупность участников контрактной системы». Таким образом, в отечественном законодательстве, контрактная систем рассматривается через призму перечисления ее участников. При этом не совсем верно представлять контрактную систему лишь как ее участников. Наиболее вероятно, что данное понятие было заимствовано из законодательства США. Как отмечается в соответствующих источниках, «в США была создана Федеральная контрактная система, которая сосредоточивает организацию закупок по выполнению большинства государственных программ».

Однако следует отметить, что федеральная контрактная система в США не ограничивается лишь указанием ее участников, а рассматривается намного шире. В частности, федеральная контрактная система рассматривается как закупочная деятельность в целом, поэтому представляется правильным воспроизведение подхода, господствующего в США.

Следующим моментом, на который обращаешь внимание при рассмотрении Закона о контрактной системе № 44-ФЗ - это единая информационная система, создание и ведение которой предусматривает вышеназванный Закон. В качестве основных целей ЕИС называются, в частности, сбор, обработка и хранение сведений о государственных и муниципальных закупках. Безусловно, создание и введение в действие этой системы является верным и целесообразным новшеством. Однако по сей день сохраняется абсолютная неопределенность касательно функциональности данной системы. И хотя система уже и введена в действие, однако работа на сайте все также имеет технические проблемы, которые мешают размещению госзакупок.

Есть также еще одно нововведение Закона № 44-ФЗ - гл.2 «Планирование».

Таким образом, планирование было выделено в качестве отдельного этапа закупок для государственных и муниципальных нужд, который предусматривает разработку, утверждение и ведение планов закупок и планов-графиков закупок. Однако анализ положений действующего законодательства, в частности гл.2 Закона № 44-ФЗ вызывает вопрос, в чем же собственно состоит разница между планом закупок и планом-графиком закупок. Формируются планы закупок, ровно как и планы-графики закупок, заказчиками в соответствие с федеральным законом о бюджете. Предполагается, что первостепенную роль играет план закупок, а план-график лишь следует из плана закупок и формируется в соответствии с планом закупок.

Следовательно, существенной разницы между этими документами нет. Разве что план-график детализирует и несколько дополняет план-закупок отдельными показателями. Так для чего же было нужно предусматривать два документа со сходным содержанием.

Еще одно препятствие на пути эффективного функционирования госзакупок связано со сложностью процедур размещения заказов.

«С введением контрактной системы в сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд резко увеличилось количество документов, связанных с государственными закупками, которые должны разрабатывать заказчики. В частности, с 2016 года следует составлять не только однолетние планы-графики, но и трехлетние планы закупок, которые содержат гораздо больше информации. Кроме того, закупку у единственного поставщика следует обосновывать в документально оформленном отчете, в котором следует обосновать невозможность либо нецелесообразность использования других способов закупки. Также требуется заполнение специальной отчетности по каждому контракту либо его этапу» [5, стр. 225]

Исходя из всех вышеперечисленных проблем, мы видим , что на сегодняшний день, плюсов у контрактной системы в нашей стране намного меньше, чем минусов. К каким результатам в конечном итоге приведет применение нового закона, покажет время, а сегодня остается лишь надеяться, что он обеспечит эффективное расходование средств бюджета.

Наши рекомендации