Анализ нормативно-правового регулирования корпоративных закупок

В 2016 году в Федеральный закон № 223-ФЗ внесено 4 изменения в части установления обязанности заказчиков применять законодательство Российской Федерации о стандартизации при описании объекта закупки (Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ), установления обязанности по осуществлению публично-правовыми компаниями закупок для удовлетворения своих потребностей в рамках Федерального закона № 223-ФЗ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ), установления обязанности для государственных и муниципальных предприятий применять при осуществлении закупок положения Федерального закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ), исключения на осуществление закупок по правилам Федерального закона № 223-ФЗ для федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 474-ФЗ).

Приняты 5 постановлений Правительства Российской Федерации, согласно которым установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг выполняемых (оказываемых) российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (от 16 сентября 2016 г. № 925), внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 26 июля 2016 г. № 719, от 2 августа 2016 г. № 749, от 14 декабря 2016 г. № 1355, от 19 августа 2016 г. № 819[23]), в том числе в части увеличения доли закупок по договорам, заключенным с СМП с 10% до 15%.

Приняты 4 распоряжения Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми:

утвержден перечень конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 475-р);

утвержден перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р);

внесены изменения в перечень конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции в том числе у СМП (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1514-р);

внесены изменения в перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. № 2258-р (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря № 2623-р).

Всего в Федеральный закон № 223-ФЗ было внесено 16 изменений, в его развитие принято 21 постановление Правительства Российской Федерации, 10 распоряжений Правительства Российской Федерации.

По итогам 2015 года Счетной палатой Российской Федерации предлагалось оперативно внести изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ, при этом в подготовленном Минэкономразвития России проекте федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не в полном объеме были учтены замечания и предложения Счетной палаты Российской Федерации.

В законопроекте не нашли отражения предложения по минимизации закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не решена проблема достоверности информации, размещаемой в ЕИС, не урегулированы вопросы обоснования начальных (максимальных) цен договоров, запрета на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности, не предусмотрены меры по деофшоризации российской экономики в части распространения запрета на заключение договоров на закупку товаров (работ, услуг) с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах, для корпоративных заказчиков.

По итогам 2016 года законопроект № 821534-6 не был принят и в настоящее время дорабатывается ко второму чтению. Проект поправок предусматривает в том числе применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей), а для случаев осуществления закупок, участниками которых могут быть любые лица, сохраняется право заказчика включать в положение о закупке конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок), иные конкурентные способы закупок, а также неконкурентные способы закупок (26 декабря 2016 года законопроект одобрен Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности).

Минэкономразвития России в 2016 году также разрабатывались следующие нормативные правовые акты:

проект федерального закона, предусматривающий установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчик вправе требовать в составе заявки от участников закупки из числа СМП (15 июня 2016 г. проект закона был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru);

проект федерального закона, предусматривающий унификацию требований к банковским гарантиям, что позволит снизить издержки субъектов СМП при предоставлении заказчикам банковских гарантий.

Кроме того по информации Минэкономразвития России в 2016 году в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были подготовлены проекты федеральных законов, предусматривающие формирование и ведение Каталога товаров, работ, услуг и создание механизма нормирования закупок товаров, работ, услуг, поддержку заказов на строительство судов и морской техники у отечественных производителей, механизм предоставления преимущества при проведении закупок у социально ориентированных некоммерческих организаций.

Необходимо также отметить, что в целях увеличения доли закупок крупнейших заказчиков у субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСП), начиная со второго полугодия 2015 года при участии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» были разработаны и изданы 2 федеральных закона, 7 постановлений и 4 распоряжения Правительства Российской Федерации.

С 1 мая 2016 года АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов СМП к закупкам крупнейших заказчиков, предусматривающая:

проведение АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» оценки соответствия планов закупки требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов СМП в закупке, в отношении 35 конкретных заказчиков федерального уровня и мониторинга соответствия данным требованиям – в отношении 55 заказчиков федерального уровня;

проведение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценки соответствия указанным требованиям в отношении 135 конкретных заказчиков регионального уровня.

Проблематика применения Федерального закона № 223-ФЗ

Результаты мониторинга применения в 2016 году Федерального закона № 223-ФЗ свидетельствуют о сохранении отмеченных по итогам 2015 года проблем и недостатков при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, к которым можно отнести следующие.

Наши рекомендации