Понятие, социальное назначение и признаки государства. Закономерности и тенденции развития современного государства.
Понятие, социальное назначение и признаки государства. Закономерности и тенденции развития современного государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права. Признаки государства: 1) наличие публичной власти и её аппарата: гос. власть является политической властью и имеет публичный характер (её назначение – управление обществом), гос. власть осуществляют органы государства, которые образуют государственный аппарат. 2) территориальная организация населения и публичной власти: гос. власть распространяется на всю территорию страны и ее население, само государство и его органы образованы по территориальному принципу. 3) наличие государственного суверенитета: суверенитет— это свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Закономерности развития государства - это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, "варварского" образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства, обеспечивая равновесие социальных и политических сил, устойчивое развитие социума.
Все большее значение в жизни государства и общества приобретает право. Данная закономерность проявляется в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества. При рассмотрении вопроса о тенденциях развития государства следует иметь в виду следующее. Во-первых, здесь названы лишь общие закономерности эволюции государств, перечень их не является исчерпывающим и данным навсегда, так как некоторые из них могут видоизменяться, нейтрализовать друг друга, другие - оставаться не выявленными. Во-вторых, закономерности в качестве устойчивых связей могут существовать лишь па протяжении определенного исторического периода, потом они исчезают или перерастают в другие связи и отношения. В истории того или иного государства нередко наблюдаются долгие периоды "застоя", стагнации, подчас "зигзаги", повороты назад, особенно тогда, когда власть используется в групповых, классовых, клановых, личных интересах, подчиняется идеологическим партийным установкам.
Классификация норм права.
Деление норм права:
1) регулятивные – устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности.
В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права делятся:
а) обязывающие – устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения;
б) запрещающие – устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий;
в) управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий. Большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения;
2) правоохранительные нормы – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК РФ;
3) специализированные нормы права – содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на:
а) дефинитивные – законодательно закрепляют определенные юридические понятия;
б) нормы-принципы – в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан;
в) коллизионные – предписывают действия субъектов в спорных ситуациях в случае наличия противоречия в нормах права;
г)поощрительные – стимулируют производственную, социальную, творческую активность личности.
По предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права:
1) материальные;
2) процессуальные.
По методу правового регулирования:
1) императивные;
2) диспозитивные.
По объему регулирования общественных отношений выделяют:
1) общие нормы права;
2) специальные нормы права.
По юридической силе различают:
1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой;
2) содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По территории действия различают нормы права:
1) действующие на всей территории государства – издаются высшими или центральными органами государства;
2) действующие на определенной части территории государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.
По кругу лиц выделяют нормы права:
1) действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства;
2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
По времени действия выделяют:
1) постоянно действующие нормы права;
2) временные нормы дискретного действия.
По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.
Механизм государства.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей.
Эффективность права.
Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.
Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.
В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.
Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.
К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:
1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;
2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);
3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;
4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).
Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.
Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.
Стадии применения права.
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.
1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.
2. Выбор и анализ нормы права подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дели.
3. Вынесение решения компетентным органов и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается – начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.
Содержание государственно-правовых мер по обеспечению государственной безопасности.
Можно выделить следующие условия, выполнение которых необходимо для обеспечения социальной безопасности:
устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;
стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;
устоявшийся, «нормальный» политический процесс, предполагающий высокую степень легитимности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неизбежных конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;
отсутствие или достаточная слабость незаконно существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.
В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Однако судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд - основной гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет («контролирует и координирует») президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует принцип разделения властей.
Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.
Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно Закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.
Компетенция высшего органа представительной власти определяется его ролью в механизме государства главным образом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности.
Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль, реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или, региональному признаку на постоянной или временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и общественной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом, структурно последний включает в себя Секретаря Совета Безопасности, его заместителей, а также управления оборонной безопасности; общественной и федеральной безопасности; экономической безопасности; информационной безопасности и стратегического прогнозирования.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах. В соответствии с законодательством он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.
Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение законодательства, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности.
Понятие, социальное назначение и признаки государства. Закономерности и тенденции развития современного государства.
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права. Признаки государства: 1) наличие публичной власти и её аппарата: гос. власть является политической властью и имеет публичный характер (её назначение – управление обществом), гос. власть осуществляют органы государства, которые образуют государственный аппарат. 2) территориальная организация населения и публичной власти: гос. власть распространяется на всю территорию страны и ее население, само государство и его органы образованы по территориальному принципу. 3) наличие государственного суверенитета: суверенитет— это свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Закономерности развития государства - это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития. Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, "варварского" образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства, обеспечивая равновесие социальных и политических сил, устойчивое развитие социума.
Все большее значение в жизни государства и общества приобретает право. Данная закономерность проявляется в реальном развитии конституционно-правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные законные рамки, в становлении независимого правосудия, повышении роли закона и ограничении ведомственного нормотворчества. При рассмотрении вопроса о тенденциях развития государства следует иметь в виду следующее. Во-первых, здесь названы лишь общие закономерности эволюции государств, перечень их не является исчерпывающим и данным навсегда, так как некоторые из них могут видоизменяться, нейтрализовать друг друга, другие - оставаться не выявленными. Во-вторых, закономерности в качестве устойчивых связей могут существовать лишь па протяжении определенного исторического периода, потом они исчезают или перерастают в другие связи и отношения. В истории того или иного государства нередко наблюдаются долгие периоды "застоя", стагнации, подчас "зигзаги", повороты назад, особенно тогда, когда власть используется в групповых, классовых, клановых, личных интересах, подчиняется идеологическим партийным установкам.