Понятие и признаки государства, его сущность и социальное назначение.

Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление.

Государство- суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.

Признаки государства:

1) территориальная организация, т.е. государство характеризует деление населения по территориальным единицам

2) суверенитет – независимость и полнота власти внутри страны

3) наличие публичной власти – органы власти и входящие в них чиновники, необходимые для осуществления управления, руководства, подчинения

4) налоговые сборы для содержания аппарата управления

5) возможность издавать законы; государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью издавать правовые акты, а также требовать и обеспечивать их исполнение.

6) наличие аппарата принуждения

7) язык и государственные символы

Сущность государства.Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества.

Современное государство – организатор важных мероприятий, направленных на закрепление, обеспечение и защиту прав и свобод человека, экологической безопасности, технического прогресса, бесконфликтного существования общества, поддержки науки, культуры, образования.

Государство должно препятствовать резкой дифференциации общества, чтобы не допустить острых социальных конфликтов. Компетентные органы государства обязаны сдерживать отклоняющееся, общественно опасное поведение людей, они осуществляют социальный контроль за соблюдением законов, принципов, правил человеческого общежития.

4. Функции государства: понятие, классификация и правовые формы реализации.

Ф-ции го-ва - это основн.направления деят-ти гос-ва по решению стоящ. перед ним целей и задач. Именно в ф-циях проявляется сущность конкр-го гос-ва, его природа и социальн.назначение. Ф-ции харак-ют гос-тво в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективн.потребностями, устанавливаются в завис.от типа го-ва, осн-х задач, стоящ. перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В ф-циях проявл.социально обусловленная роль, кот.призвано выполнять гос-во на том или ином историч. этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам ф-ций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деят-ть го-ва в важнейших сферах общ.жизни;

2) непосредст. связь м/ду сущностной характ-ой гос-ва и его социальн. назначением, кот. (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деят-ти го-ва на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Ф-ции го-ва не следует отождествлять и с ф-ми отд-х его органов. В отличие от ф-ций многочисл-х го-ных органов, специально предназн-х для опред-го вида деят-ти, ф-ции го-ва охватывают его деят-ть в целом, в них реализуются социал.ценность и сущность го-ва, их осуществлению подчинена работа всего госуд-го аппарата и кажд. органа в отдельности. Так, если ф-цию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы гос-ва, ее наиболее полному выполнению д.б весь механизм гос-тва, то ф-цию надзора за соблюдением законности призваны осущ-ть лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их гл.предназначение.

В зависимости от продолжительности действия ф-ции гос-ва классиф-ся на постоянные(осущ-ся на всех этапах развития гос-ва, напр. экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер.(напр. ф-ция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные

(управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, ф-ция охраны обществ. порядка) и неосновные(например, функция рассмотрения споров); в завис-ти от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние

К внутренним функциям современного Российского гос-ва относятся следующие.

Ф-ция охраны прав и свобод чел-ка и гражд-на, обеспечения правопорядка - это деят-ть гос-ва, направлен.на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.

Функция налогообложения выступает самостоят-й основн. ф-цией соврем.Российского гос-ва, ибо налог все больше становится главн. методом новой си-мы управления, универс-м регулятором, кот.используется не только в эконом-й сфере, но и в социальной, юрид-й, внешнеполитической и т.п.

Ф-ция социальной защиты- направление деят-ти гос-ва, кот. призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне ф-ция государства, кот. выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление деят-ти соврем.Российского гос-ва, связанное с обострением экологич-й ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурн. и образоват. уровень граждан, свойств-й цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Внешние ф-ции гос-ва тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в соврем. мире, кот.все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие:

Ф-ция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточн.уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его гос-ной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территор. целостности РФ, пресечения угрож-х жизненно важн. интересам России вооруж-х конфликтов.

Ф-ция содействия по обеспечению междунар-го мира связана с деят-ью Рос. гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению хим. и ядерного оружия, укреплению обязат-го для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгос-ных конфликтов, о включении Вооруженных Сил РФ в миротворческие операции.

Ф-ция сотрудничества с др. гос-ми проявл.в разнообразной деят-ти соврем. России, направлена на установление и развитие эконом-х, полити-х, правовых, информац-х, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного гос-ва с интересами других стран.

Внешняя деят-ть гос-в, в том числе и РФ., в соврем. условиях будет эффект-й и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национ-х, социально-экономич-х, культ-х и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Формы осуществ-я ф-ций гос-ва - это однородная деят-ть органов гос-ва, посредством кот. реализуются его ф-ции. Принято различать правовые и организационные формы осуществления ф-ций гос-ва, кот. реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деяте-ти гос-ва определены Конституцией РФ, фед. законодательством и законод-м субъектов Федерации, др. нормоустанавл-ми актами. К правовым формам относятся:

1)правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная- деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная – деят-ть по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридич.ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая- текущая работа опред-х структур по обеспечению функционирования органов гос-ва, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная- оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологич.обеспечению выполнения различных ф-ций гос-ва, связанная с разъяснением вновь изданных нормат. актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства- это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.Убеждать– знач.поощрять субъектов к опред-й деят-ти, соответст-й их воле, без силового давления, обеспеч. свободу выбора. Убеждение может осущест-ся ч/з такие позитивные юр. средства, как субъект. права, законные интересы, льготы и т.д. Гос-во прежде всего должно мах использ-ть методы убеждения как основн., главные. Убеждение основ-ся на заинтересованности, доказ-ах законности и целесообразности сознат.поведения, отвечающего нормам права.Принуждать– знач. склонять людей к опред-й деят-ти посред. силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться ч/з такие юр.средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.Рекомендовать – знач.ориентировать на конкр-й вариант действий, желательных с точки зрения общества и гос-тва.Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

Наши рекомендации