Понятие, признаки и социальное назначение государства

В юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, и т.д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом.

Основные признаки государства: 1наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих; 2.территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны; 3.государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права; 4.общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению; 5.наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое; 6.Правотворчество – издаѐт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права; 7.Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.); 8.Наличие вооружѐнных сил и органов безопасности (аппарат принуждения); 9.Тесная органическая связь государства с правом;

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства

Таким образом, государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Социальное назначение государствараскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

1.устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение; 2.выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов; 3.защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.); 4.обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств; 5.выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Общечеловеческое предназначение Государства- быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоѐв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций. В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1.Первый подход - Классовая сущность государства - состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

1Второй подход - Общесоциальная сущность государства - способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:

- Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

- Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

- Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства - черты классовости.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам,выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

Наши рекомендации