Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства

Обзор ТГП осень 2017 МФЮА

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Сущностные признаки государства:

1. Аппарат публичной власти:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти);

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах; цель государственной власти - обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти).

2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет); способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф — 200 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте до 110 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственной территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6.Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Факультативные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы, государственная религия, государственный язык, вооруженные силы).

Сущность государства

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа – штраф, за убийство тиуна – смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Этот подход обладает рядом плюсов:

- основывается на понимании государства как властной структуры, управляющей в интересах отдельного человека и общества в целом;

- ориентирует на демократические методы управления;

- государство рассматривается как ценность.

Несмотря на противоположность подходов к сущности государства можно рассматривать природу государства двойственно. Ей присущи элементы классовости, поскольку государство выражает волю тех социальных групп, чьи интересы представляет, также ей присущи и общечеловеческие идеалы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

Социальное назначение — это предназначение государства, его полезность для общества.

Главное предназначение государства — служить обществу, а именно:

устанавливать и поддерживать порядок в отношениях;

выступать арбитром при разрешении споров;

обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны и от внешних нападений;

создавать нормальные условия для жизни человека;

выступать объединяющей силой.

Законотворческий процесс

Этапы принятия закона:

1. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.

2. Рассмотрение законопроектов Гос. Думой.

3. Рассмотрение законопроектов Сов. Федерации

4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласии.

5. Повторное рассмотрение Гос. Думой законов отклоненных Сов. Федерации.

6. Повторное рассмотрение Гос. Думой законов отклоненных Президентом РФ.

7. Повторное рассмотрение Сов. Федерации законов, отклоненных Президентом.

8. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.

1 этап – правом законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу, подлежат регистрации, после этого законопроект направляется в профильный комитет Председателем Гос. Думы. Совет Думы назначает один из комитетов ответственным по законопроекту.

2 Этап – рассмотрение законопроектов в Гос. Думе осущ-ся в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта: звучит доклад инициатора законопроекта и содоклад ответственного комитета палаты, заслушиваются замечания. Гос. Дума может принять проект в первом чтении, отклонить его или вынести или вынести на всенародное обсуждение. Принятие законопроекта – голосуют > 50 процентов депутатов.

Во втором чтении с докладом выступает представитель ответственного комитета, затем представитель Президента, представители инициатора законопроекта, Правительства. Вносятся поправки в законопроект большинством голосов. Законопроект должен набрать > 50 процентов голосов, если голоса не будут набраны законопроект возвращается на доработку. Если после доработки законопроект голосов не набирает, он снимается с дальнейшего рассмотрения. Принятый законопроект направляется в ответственный комитет и в течении 7 дней подлежит включению Советом Думы в календарь рассмотрения вопросов.

При третьем чтении не допускается внесение законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам разделам.

ФЗ – принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

ФКЗ – ¾ депутатов Гос. Думы.

Одобренный проект закона передается на рассмотрение Совета Федерации, решение об этом оформляется постанволением.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. По ряду законов необходимо заключение Правительства. Комитет ответственный за рассмотрение ФЗ определяется Председателем Сов. Фед. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Рассмотрение закона на заседании Сов. Федерации начинается с оглашения заключения комитета. Затем палата большинством голосов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения или обсудить его на заседании палаты. Решение об отклонении закона оформляется постановлением и передается в течении 5 дней в Гос. Думу. Создается согласительная комиссия, которая устраняет недостатки.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

§ либо подписывает закон и обнародует его,

§ либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto- запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Обзор ТГП осень 2017 МФЮА

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Сущностные признаки государства:

1. Аппарат публичной власти:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти);

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах; цель государственной власти - обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти).

2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет); способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф — 200 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте до 110 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственной территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6.Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Факультативные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы, государственная религия, государственный язык, вооруженные силы).

Сущность государства

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа – штраф, за убийство тиуна – смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Этот подход обладает рядом плюсов:

- основывается на понимании государства как властной структуры, управляющей в интересах отдельного человека и общества в целом;

- ориентирует на демократические методы управления;

- государство рассматривается как ценность.

Несмотря на противоположность подходов к сущности государства можно рассматривать природу государства двойственно. Ей присущи элементы классовости, поскольку государство выражает волю тех социальных групп, чьи интересы представляет, также ей присущи и общечеловеческие идеалы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

Социальное назначение — это предназначение государства, его полезность для общества.

Главное предназначение государства — служить обществу, а именно:

устанавливать и поддерживать порядок в отношениях;

выступать арбитром при разрешении споров;

обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны и от внешних нападений;

создавать нормальные условия для жизни человека;

выступать объединяющей силой.

Наши рекомендации