Понятие, сущность и социальное назначение государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства

Гос-во – организация политической власти общества, охватывающая определенную тер-рию, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Гос-во- это единая полит. организация общества, кот. распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом. Сущность гос-ва состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный орган и когда в нем утверждается демократия –народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение гос-ва – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов. Соц. назначение гос-ва:Платон, Аристотель и Гегель: утверждение нравственности; Гроций: достижение соц. блага; Гоббс: достижение общей безопасности; Руссо и Лассаль: утверждение общей свободы; Маркс, Энгельс и Ленин: служит орудием классового господства и строительства бесклассового общества; Ростоу, Хекшнер и Бернс: создание в рамках закона разнообразных соц.благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Классовый подходв рассмотрении сущности гос-ва состоит в том, что гос-во рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого гос-ва заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. По данному понятию гос-во является орудием диктатуры. Известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих гос-в. Общечеловеческое в сущности гос-ва. Изменения произошли как в социалистических, так и в буржуазных западных гос-вах. Капиталистическое общество устояло, успешно преодолело кризисные явления, спад производства. Гос-во как активная детальная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое гос-во призвано решать и общие дела в интересах всего общества. В результате борьбы народных масс за свои гражданские и политические права, были введены социальные гарантии для различных слоев населения, расширены материальные стимулы. Произошло соединение социализма с практикой цивилизованного гражданского общества, что дало основание западным ученым считать современное общество уже «некапиталистическим в собственном смысле слова». Современное западное общество подчас больше ориентировано на социализм, чем страны, называвшие себя социалистическими. С точки зрения общечеловеческого подхода гос-во есть политическая организация-ассоциация, члены которые объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

Для понимания сущности гос-ва важное значение имеет их типология. Необходимость отнесения гос-ва к тому или иному типу связана с их исторической многообразностью, с качественными различиями в их социальной природе и устройстве. В типах гос-в находят выражение наиболее глубокие политические стремления соответственной эпохи и ее партий.

Типы Государства

1) Тип государства связывается с типом общественно политической формации

- Рабовладельческое; - Феодальное; - Буржуазное; - Этократическое (псевдо социалистическое)

2) В основе классификации лежит степень политической свободы

- Демократическое; - Антидемократическое; - Авторитарное; - Полицейское; - Фашистское; - Расистское (раса)

3) В основе классификации лежит тип цивилизации

- Древне Восточное; - Древне Греческое; - Древне Римское; - Средневековое; - Современное

Формационный подход характерен для марксизма. Марксизм считает, что тип гос-ва определяется тем, интересам какого господствующего класса оно служит, т.е. основой типизации служит общественно-экономическая формация, поэтому такой подход носит название формационного. Общественно-экономическая формация определяется типом производственных отношений, связами людей с орудиями труда, обменом рез-тами их деят-сти. Таких формаций насчитывают пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая (коммунистическая), а типов гос-в – четыре, т.к. первая историческая форма явл-ся безгос-ной Кроме этих 4-х имеются еще и переходные типы гос-в.

Рабовладельческое гос-во выступает как орудие поддержания власти над рабами, которые явл-ся собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда

Феодальное – явл-ся диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от феодалов.

Буржуазное – выступает как диктатура буржуазии, как комитет, управляющий общими делами господствующего класса. В этом гос-ве сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств произв-ва, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.

Социалистическое гос-во как гос-во высшего типа, отмирающее гос-во, базирующееся на общественной собственности на средства произв-ва. Это организация политической власти трудящихся. Оно:

- Основано на общественной собственности

- Есть орудие уничтожения эксплуатации чел-ка чел-ком

- Имеет более широкую социальную базу. Это «полугос-во», отмирающее гос-во.

Переходные гос-ва. Они базируются на многоукладной экономике, различных классовых силах, из которых ни одна не имеет решающего перевеса. Они соответствуют периоду, когда завершается переход либо к капитализму, либо к социализму.

Цивилизационный подход.

Цивилизация – относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культуры, экономических, географических, религиозных, психологических т других факторов.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, которым соответствует определенный тип гос-ва – древневосточные, греческие, римские, средневековые и современные.

Цивилизационный подход к типизации гос-в:

1. Раскрывает сущность исторической эпохи и гос-в через человека, который стоит в центре исследования как подлинно творческая личность, а не как обезличенный классовый индивид

2. Учитывает не только противостояние классов, но и их взаимодействие на базе общечеловеческих интересов и ценностей.

3. Видит в гос-ве не только инструмент политического господства, но и важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества.

На основе цивилизационного подхода выделяется восточный тип гос-ва, который не совпадает с рабовладельческим. Он соответствует первичной цивилизации, где гос-во определяет социально-экономические структуры, а не явл-ся вторичным.

Вторичной цивилизации соответствуют европейские, американские и др. гос-ва. Здесь власть не такая всемогущая и всепроникающая, как в восточных деспотиях.

В современной западной науке гос-ва классифицируют, как правило, в завис-сти от хар-ра взаимоотношений между гос-ной властью и индивидом:

- демократические и автокатические

- династические и демократические

- антидемократические и демократические

- индустриальные и постиндустриальные

- всеобщего благоденствия.

Наши рекомендации