Типология и функции политических партий
Исследователи классифицируют партии по разным основаниям. По идеологическому признаку партии бывают либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на религиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провозглашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравственного характера: справедливость, милосердие, духовное самоочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в своих эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым — социалистические и социал-демократические. Центристские — это умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми — партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвиж-
8~Л Н Боголюбов, 11 кл
ной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кадровые и массовые.
1 Историческая справка: кадровые партии возникли в j
: XVII—XVIII вв. и имели элитарный характер (виги и j
| тори в Англии, федералистская и республиканско-демо- !
' кратическая партии в США). !
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число избирателей из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу партий относятся в основном западноевропейские партии консервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-политических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
| Историческая справка: массовые партии зародились в j
! конце XIX в. Образцом массовой партии стала немец-
кая социал-демократия (1891 г.). I
Массовые партии придерживаются определенной идеологии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого типа — массовое членство. Причем члены партии не только платят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это чаще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политических направлений — фашисты, христианские демократы и даже консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, во втором — человек становится членом определенной партии просто потому, что входит в какую-либо связан-
ную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов являются одновременно членами этих партий. Для коммунистических партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксированная в уставах, предписывает всем депутатам от данной партии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурированность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы — кадровая партия, а лейбористы — партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий — универсальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологических ориентации и обращаются не к определенным социальным группам, а ко всем избирателям. Они выстраиваются вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов различных социальных групп. Иными словами, для универсальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государства и гражданского общества, что выражается в их функциях. Напомним, что важнейшая из них — представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция — выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Цели воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть ее — приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политиче-
8*
ские деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит — еще одна функция партий.
ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определенные отношения — механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и ее реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дювер-же (род. в 1917г.), партийная система — стабильный ансамбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.
В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная. Двухпартийная система — та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «великое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяются бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в коридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США.
Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.
Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная пар-
тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длительное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в парламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно небольшой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой партии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.
Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаскированная» однопартийность, например в современном Китае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только двухпартийные и многопартийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.
В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. (Объясните почему.) Однако, несмотря на множественность политических партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических партиях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату российского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном порядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государственной Думы будут избираться только по партийным спискам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли
f^&,*&
обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах будут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и только 3—5 из них смогут иметь своих представителей в парламенте.