Типология политической деятельности
1.
Политическая деятельность - наиболее широкое понятие, охватывающее
политические действия, политическое участие и политическое поведение.
Политическая деятельность охватывает любую политическую активность - осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. Она показывает также, что как субъект, так и объект политического действия представляют собой не две противоположные друг другу формы бытия, а две стороны одного и того же процесса - политической практики.
Объектом политической деятельности субъектов выступает социально-политическая действительность, предстающая в виде реального политического процесса, системы политических отношений, политических действий, акций, реакций и т.д. В центре этой совокупности элементов/политической действительности находятся властные отношения, определяющие специфику и направленность политической деятельности субъектов, их цели, намерения и действия. Отсюда следует, что политическая деятельность—это сознательное и целенаправленное (интенциональное) поведение субъекта, обладающее политическим и социальным значением.
Политическая деятельность как система объективно-субъективных отношений и взаимосвязей обладает сложной внутренней структурой, в которой можно выделить три основные группы элементов. Первая - это определенная программа жизнедеятельности субъектов политики, сознательно сформированная на основе теоретических знаний и практического опыта.
Вторую группу структурных оснований и компонентов политической деятельности образуют репродуктивные свойства субъектов политики- их способности, навыки, умения, способы реализации политических планов и идеалов.
Наконец, третью группу структурных образований политической деятельности составляют нравственно-оценочные качества субъектов политики. Способность индивида осмыслить способы и средства достижения поставленных политических целей в соответствии с общечеловеческими идеалами и принципами, объективно оценить социальную значимость собственной деятельности является необходимым условием своевременного обнаружения в ней недостатков и противоречий, поиска наиболее эффективных путей их разрешения.
2.
Типология политической деятельности
В политической литературе представлены различные типологии политической деятельности. В соответствии со степенью сложности выделяют простую и сложную политическую деятельность. К простым можно отнести те виды деятельности, в которых связь между действием и результатом имеет более непосредственный характер и достигается немедленный эффект одноразового политического действия. Но в политике преобладают действия многоразовые, многоэлементные, многоэтапные, Многосубъектные, т. е. высокой степени сложности.
С точки зрения вида и количества субъектов, участвующих в действии, можно выделить индивидуальную, коллективную, групповую и всеобщую политическую деятельность.
Индивидуальная - это деятельность, которая совершается "на собственный страх и риск". Такой деятельностью может быть, например, индивидуальный акт политического протеста, личная манифестация собственных взглядов и т.д.
Коллективная политическая деятельность представляет собой сумму индивидуальных, нередко подобных или идентичных, с минимальной степенью организации действий.
^ Групповая политическая деятельность - это такая деятельность, субъектами которой выступают социальные группы, общности с определенным самосознанием, устойчивым единством и организацией. Обычно такие группы целенаправленны и формализованы. Различные действия отдельных членов и частей этих групп образуют спланированное и скоординированное целое.
^ Всеобщая политическая деятельность характеризуется тем, что в ней участвуют все социальные общности, группы, институты и организации. Разумеется, такая деятельность встречается редко, однако и она заслуживает внимания. Ее отличают необычная концентрация действий и поведения, вовлеченность в нее всех субъектов политики. Они представляют собой движущую силу, формирующую новые политические и социальные ситуации, новые системы и даже новую аксиологическую политическую практику. Типичная всеобщая деятельность - это, к примеру, национально-освободительная революция или оборонительная война.
Политическая деятельность может быть институциональной или неинституциональной. Институциональная деятельность подлежит каким-либо ограничениям и специализации.
В отличие от институциональной неинституциональная политическая деятельность характеризуется более низкой степенью координации, плановости и ограничений, специализации и большей спонтанностью.
Политическая деятельность бывает добровольной, навязанной и принудительной. Добровольная политическая деятельность вытекает из собственных решений субъекта, характеризуется наличием самостоятельности его действий. Навязанная деятельность осуществляется под давлением, как правило, существующей власти. Принудительная определяется необходимостью реализации чужой воли вопреки собственной, она осуществляется с помощью силовых приемов, как правило, со стороны государственной власти.
По результатам своего воздействия на общество политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной. Первая нацелена на достижение результатов, полезных для действующего субъекта политики, партнеров, развития конкретных структур, для общества в целом. Деструктивная деятельность направлена на разрушение объективно необходимых общественных связей, ликвидацию организационных и политических структур, элиминацию (от лат. Elimino - выношу за порог, удаляю) тех или иных явлений и даже субъектов из сферы влияния и публичной жизни вообще.
3.
Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.
Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом — свободное и сознательное.
Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:
1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия — деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия — гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);
2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);
3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);
4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;
5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение.
Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы.
Для третьих участие в политике — это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.
4.
Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в неформальных организациях и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых, лидеров и последователей.
Личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию называется политическим лидером.
Понятие “лидер” происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня.
Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.
Политические лидеры общегосударственного, общенационального масштаба – это государственные деятели, руководители крупных партий, депутаты, лидеры общественно-политических движений, инициаторы различного рода общественных объединений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать правительства, контролировать кабинеты министров. [ 4 ]
Политическое лидерство – это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.