Типология политической культуры, политической субкультуры, контркультуры.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентаций, ценностей и действий субъектов политической жизни общества.

Типы политической культуры:

1) по уровню общности: общая (типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) по степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низкий уровень конфликтности и политического насилия, высокий уровень материального благосостояния, развитая система социальной защиты населения, многочисленный средний класс) и фрагментарная (отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождения в вопросах понимания власти, социальная разобщенность, отсутствие доверия между различными группами, высокая степень социальной напряженности и конфликтности, нестабильность правительства, применение насилия как метода осуществления государственной власти);

3) по отношению к власти: господствующая ( действующая) и контркультура (претендующая на то, чтобы быть господствующей);

4) по отношению к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая(ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) по степени направленности людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы:патриархальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими активности);

6) по стилю политического поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) по политическому режиму: демократическая и антидемократическая;

8) по классовой принадлежности: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т. п.;

9) по связи с религией: божественно-традиционная (священная природа власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (в основе прагматизм, эмпиризм);

10) по базовым ценностям той или иной общности в политической деятельности: общесоциальная (базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главная ценность – сама власть, человек, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Политическая субкультура - совокупность политических ори­ентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обще­стве культурных ориентаций.

В отечественной политологической литературе субкультура рассматри­вается как совокупность политических ориентаций, значительно отличаю­щихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессио­нальных групп.

Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные -субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные- религиозные, региональные, этниче­ские. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осущест­вляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, на­ционально-этническим, религиозным, демографическим и другим.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их по­литико-культурный уровень.

На политическую культуру региона существен­ное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализа­ция данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аг­рарные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консер­вативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень полити­ческой активности, то есть ограни­чиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т. п., иногда социально неприемле­мые.

Центральные регионы по уровню развития политической культуры от­личаются от периферийных степенью политической сознательности и актив­ности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благо­состояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, ло­яльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к полити­ческой самостоятельности (Центральное Черноземье) [81].

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различ­ный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политиче­скими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры приме­няют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпоч­тение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этниче­скими особенностями соответствующих социальных групп. На политиче­скую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие фак­торы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия яв­ляется основным всепроникающим элементом общей культуры определен­ной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное яв­ление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обу­словливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движе­ния.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры суще­ствуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, полити­ческая культура которых сложилась в условиях отжившей политической ре­альности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных систе­мах.

Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она сво­его рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к бы­стро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.

Политическая контркультура-это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противопоставленных доминирующей культуре. В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности. Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.

БИЛЕТ 50

Молодежная политика РБ

Забота о молодежи была провозглашена одной из важных задач ООН. После принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные молодежные проблемы стали особым направлением в ее деятельности

В задачи международной молодежной политики входят:

• выявление потребностей и интересов молодежи;

• создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов;

• регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества;

• регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества, формирование новой концепции воспитания молодежи.

Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах. Основную нагрузку в формировании и реализации молодежной политики несет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.

Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Конституция, Закон «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь» дают понятие государственной молодежной политики – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, которая реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.

Принципы молодежной политики: сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан; • последовательность и комплексность;• научная обоснованность;• учет интересов и потребностей молодых граждан;• гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;• гласность и открытость;• участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Существует государственная программа «Молодежь Беларуси» (каждый три года обновляется). Государственные программы: «Дети Беларуси», Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Направления: 1. Улучшение жилищных условий молодежи. 2. Профориентация и трудоустройство молодежи. Развитие системы содействия занятости молодежи. 3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. 4. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. 5. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.6. Усиление международного молодежного сотрудничества. 7. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. 8. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. 9.

Правовая защита и социальная адаптация молодежи. 10. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства. 11. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. 12. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.

Наши рекомендации