Типология политической власти

Всоциальной философии существуют различные типологии власти. Так, немецкий социолог М. Вебер считал, что имеются три вида легитим­ной власти. Первый вид опирается на авторитет нравов, которые неукос­нительно следует соблюдать каждому члену общества. Это есть традици­онное господство, имевшее место главным образом в патриархальном об­ществе. Второй вид связан с авторитетом «внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политического - избранный князь-военачаль­ник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политиче-

ский партийный вождь»1. Третий вид — это «легальное» господство, для которого характерно подчинение при выполнении установленных правил и норм. Вебер более подробно рассматривает второй вид господства, ба­зирующийся на харизме. Люди проявляют личную преданность своему правителю, так как видят в нем спасителя и оказывают ему полное дове­рие. Они считают его настоящим лидером, потому что он обладает вы­дающимися чертами, которых у других нет. «Преданность харизме проро­ка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте как раз и означает, что человек подобного ти­па считается внутренне «призванным» руководителем людей, что послед­ние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него... Именно к личности вождя и ее качествам относится пре­данность его сторонников: апостолов, последователей, только ему пре­данных партийных приверженцев»2.

Можно представить и такую типологию власти. Первый тип — тради­ционная власть. Она присуща первобытному обществу, где власть не но­сит политического характера, а осуществляют ее вожди племен, исходя из существующих традиций, обычаев, моральных норм и принципов. Вто­рой тип — это династическая власть, когда власть передается по дина­стии. Она возникла еще в древнюю эпоху и доминировала в феодальном обществе. Остатки династической власти сохранились во многих совре­менных западных странах (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия и др.). Третий тип — это конституционная власть. Субъекты власти изби­раются в соответствии с конституцией и с другими законодательными ак­тами.

Политические отношения

Эти отношения складываются в процессе совместной деятельности классов и политических партий, социальных групп и индивидов, а также государств. Они проходят определенные этапы становления и формиро­вания, изменяются вместе с изменением способа производства. Полити­ческие отношения, например, эпохи рабства, коренным образом отлича­ются от политических отношений буржуазного общества, хотя функции их в целом сохранились.

Политические отношения делятся на внешние и внутренние. Внут­ренние политические отношения касаются классов, партий, групп, инди­видов политических движений и течений данного общества, и от их ста­бильности зависит стабильность социума. Они никогда не бывают абсо­лютно гармоничными, но когда усиливаются противоречия, например, между классами, то происходит социально-политический взрыв, что по­рою приводит к глубоким изменениям политических отношений.

1 Вебер М. Избр. произв. М, 1990. С. 646. Там же. С. 647.

Внешние политические отношения касаются взаимоотношений госу­дарств, которые вовлечены в орбиту международной политики. Наиболее близкие, но отнюдь не всегда дружеские отношения складываются между соседними государствами, так как они имеют больше точек соприкосно­вения.

Внутренние и внешние политические отношения неразрывно связа­ны между собой. Но примат принадлежит внутриполитическим отноше­ниям, ибо от их стабильности зависит стабильность внешних политиче­ских отношений.

13. Политическая организация или система1

Политическая организация или система есть совокупность организа­ций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения меж­ду классами, группами, индивидами и т. д. для поддержания жизнедея­тельности социума. Это прежде всего государство и политические пар­тии. Все остальные многочисленные организации (спортивные, профсо­юзные, молодежные, религиозные и др.) не являются политическими ор­ганизациями, потому что политика непосредственно не входит в сферу их деятельности, хотя она их опосредованно касается.

Политические партии в строгом смысле слова, т. е. партии, профес­сионально и постоянно занимающиеся политической деятельностью и структурно оформленные как политические партии со своими учреж­дениями, возникли в эпоху капитализма. В докапиталистических классо­вых обществах роль таких партий выполняли различные группировки, ко­торые после реализации определенных задач, как правило, распадались. В условиях буржуазных общественных отношений, когда власть раздели­лась на представительную (законодательную), исполнительную и судеб­ную, когда усложнились классовые взаимоотношения и внутриклассовые различия, объективно возникла необходимость в существовании полити­ческих партий, выражающих интересы различных классов, слоев и соци­альных групп. Один и тот же класс может иметь несколько политических партий. Это связано с тем, что сами классы гетерогенны, и слои, находя­щиеся внутри класса, имеют не только общие, но и частные интересы, выразителями которых выступают партии.

Наши рекомендации