Организационная структура управления региональным имуществом
Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее форм, управление строится на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Государственная собственность является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти и управления, а муниципальная - объект совместного ведения органов даже трех уровней - федерального, субфедерального и местного.
Разграничение собственности по трем уровням, безусловно, способствует децентрализации и демократизации, учету особенностей территорий. Однако государственное регулирование, в частности процедуры принятия решений, усложняется, например, если речь идет о создании или ликвидации федерального предприятия, то решения принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ, Министерства экономики РФ, соответствующего отраслевого министерства (ведомства), согласованному с органами исполнительной власти субъекта федерации, на территории которого размещается предприятие.
Решения, касающиеся создания (ликвидации) муниципальных предприятий, принимаются с учетом федерального законодательства, правовых актов субъектов федерации и местных представительных органов, изданных в пределах их полномочий, согласуются со всеми заинтересованными сторонами. Кроме органов представительной и исполнительной власти разного уровня (включая комитеты по управлению государственным имуществом) к ним можно отнести ряд органов государственного и местного управления (по земельным ресурсам, охране природы и др.), без санкции которых упомянутые решения не могут быть приняты.
Очевидное усложнение управленческих процедур при реализации прав собственности на местном уровне требует четкого разделения компетенции и ответственности органов власти. Однако такой четкости в действующем законодательстве не достигнуто, нормативные акты нередко сформулированы без должной конкретизации, что не только затрудняет управление на региональном уровне, но и создает предпосылки для снижения его оперативности.
Важно отметить еще одно обстоятельство. Региональное хозяйство, равно как и собственность, расположенная в его границах, представляет собой единую систему. Все объекты независимо от формы собственности, находящиеся на территории, например, области, взаимосвязаны друг с другом. Поэтому организационная структура управления в регионе также должна отвечать принципу системности, иными словами, содействовать тому, чтобы объекты, относящиеся к различным формам собственности, развивались как целостная система с соблюдением комплексности и необходимых пропорций.
Между тем в соответствии с законодательством федеральные, региональные и местные органы управляют только “своими” объектами, отнесенными к их компетенции. На территории же области (края и других объектов федерации) находится собственность, относящаяся к различным формам и уровням, и функционирует множество органов управления, действия которых не всегда скоординированы между собой. Возникает опасность разрушения регионального хозяйства как системы, так как утрачивается взаимодействие формирующих ее отдельных объектов.
Для единства управления экономикой региона как хозяйственной системы необходимо, чтобы федеральные и муниципальные владельцы имущества делегировали региональным органам в более широких масштабах полномочия по управлению собственностью определенного круга предприятий.
Что касается предприятий федеральной собственности, то круг таких совместно управляемых предприятий мог бы быть очерчен с использованием критериев, рекомендованных в 1993 г. авторами концепции управления федеральной собственностью. Это предприятия, занимающие доминирующее положение на региональном рынке товаров и услуг; оказывающие существенное воздействие на эффективность развития экономики региона (энергетика, транспорт и т.п.) или на использование региональных факторов экономического и социального развития (например, трудовых ресурсов); осуществляющие разработку природных ресурсов, относящихся к совместному ведению. Заметим, что такие предприятия, по нашему мнению, целесообразно включать в перечень объектов федеральной собственности, передаваемых или продаваемых субъектам федерации в первоочередном порядке.
Аналогичный подход, разумеется, с соответствующими корректировками в отношении значимости предприятия для всего региона мог бы быть использован и по отношению к объектам муниципальной собственности. Возможны и другие варианты организации управления хозяйством региона как единой системой, однако все они должны предусматривать необходимый уровень координации деятельности органов, управляющих имуществом от лица собственников.