Тема 11. Народный фронт во Франции и в Испании
Методические рекомендации
Во второй половине 30-х гг. на европейской политической арене возникло новое политическое явление. Во Франции и Испании в 1936 г. к власти пришли правительства Народных фронтов, представляющих левые политические партии. Появление самой идеи Народного фронта – следствие наступления фашизма и осознания его как главной опасности для рабочего движения (Документ № 4). На пути к этому единству было много трудностей, и главное – традиционные враждебные отношения между социалистами и коммунистами. В 1934 г. РСИ разрешил партиям, входящим в него действовать по своему усмотрению. В 1935 г. на VII конгрессе Коминтерна главным врагом коммунистов был провозглашён фашизм, а главным средством борьбы с ним стало единство действий всех антифашистских сил. Эти решения двух Интернационалов открыли дорогу сотрудничеству социалистов и коммунистов и созданию Народного фронта.
Во Франции в Народный фронт вошли социалисты, коммунисты и радикалы. Толчком к началу сближения коммунистов и социалистов стала попытка фашистского путча 6 февраля 1934 г. Правительство Народного фронта было создано в 1936 г. Его возглавил Л. Блюм. В 1933 г. парламент Франции принял 133 закона, которые во многом реализовали программу Народного фронта (Документ № 1). Были приняты законы о ежегодном оплачиваемом отпуске в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (Документ № 2), закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (Документ № 3), были увеличены пенсии и пособия по безработице, был установлен контроль государства над Французским банком и железными дорогами. Народный фронт во Франции был, прежде всего, средством борьбы против фашизма. Непосредственная угроза прихода к власти фашистов во Франции была ликвидирована. Одновременно Народный фронт был попыткой найти выход из кризиса и депрессии. Итогом этих действий стало принятие внушительного пакета социально-экономических мер, заложивших основу формирования в дальнейшем государства благоденствия во Франции. Однако участие коммунистов в деятельности Народного фронта Франции создавало опасность превращения его из средства борьбы за сохранение демократии перед лицом фашистской угрозы, в средство ликвидации демократии ради установления «диктатуры пролетариата». Особенно ярко эта опасность проявилась в Испании.
В Испании, после революции 1931 г., ликвидировавшей монархию, началась длительная полоса острой внутри политической борьбы. Правые силы стали объединяться вокруг различных фашистских группировок, слившихся в 1934 г. в Испанскую фалангу. На выборах 1936 г. в кортесы победу одержал Народный фронт (коммунисты, социалисты, левые республиканцы). Проиграв на выборах, фашисты летом 1936 г. подняли мятеж. Его возглавил генерал Ф. Франко. В Испании началась гражданская война. Франкистам оказывали помощь Германия и Италия (Документ № 6). Главной задачей республиканского правительства стала организация фронта и тыла. Правительство Народного фронта провело ряд крупных реформ: аграрную реформу (Документ № 5), национализировало крупную промышленность, автономию получили каталонцы и баски. Однако политический режим эволюционировал в сторону отхода от демократии. Отчасти это было вызвано военным временем и растущим влиянием коммунистов. В итоге испанская демократия прекратила своё существование раньше, чем пала Испанская республика. В Испании Народный фронт стал формой перехода к «диктатуре пролетариата». 28 марта 1939 г. войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В Испании на 36 лет установилась фашистская диктатура Франко.
Документ № 1
Программа Народного Фронта Франции
Январь 1936 г.
Политические требования
I. Защита свободы
§ 1. Всеобщая амнистия.
§ 2. Против фашистских лиг: а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону. б) Применение предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства.
§ 3. Оздоровление общественной жизни, в частности путем признания несовместимости парламентских мандатов с другими официальными функциями.
§ 4. Печать: а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений. б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью: Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа. Обеспечить газетам нормальные условия существования с тем, чтобы обязать их указывать источники своих средств, упразднить частную монополию на торговую рекламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию трестов печати. в) Организация государственной радиопередачи с целью обеспечить точность информации и равенство политических и социальных организаций перед микрофоном.
§ 5. Профсоюзные свободы: а) Применение и соблюдение права союзов. б) Соблюдение права женщин на труд.
§ 6. Школа и свобода совести: а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, а для средней школы отбор, необходимый в дополнение к принципу бесплатного обучения. б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести, в особенности же соблюдать уважение к нейтральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава.
§ 7. Колониальные территории:
Создание парламентской комиссии по обследованию политического, экономического и морального состояния французских зарубежных территорий, в особенности во Французской Северной Африке и в Индокитае.
II. Защита мира
§ 1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особенности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.
§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае агрессии.
§ 3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооруженного мира к миру на основе разоружения сначала путем соглашения об ограничении вооружений, а затем путем всеобщего, одновременного и контролируемого сокращения вооружений.
§ 4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.
§ 5. Упразднение тайной дипломатии, международные выступления и публичные переговоры с целью возвращения в Женеву государств, вышедших из Лиги наций, но не посягая на основные принципы Лиги наций: коллективную безопасность и неделимый мир.
§ 6. Более гибкое проведение процедуры, предусматриваемой уставом Лиги наций с целью мирного .пересмотра договоров, опасных для всеобщего мира.
§ 7. Распространение, в особенности в Восточной и Центральной Европе, системы пактов, открытых для всех, согласно принципам франко-советского договора.
Экономические требования
I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом
Против безработицы и промышленного кризиса
Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты.
Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере.
Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ресурсы.
Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле
Ревалоризация цен на продукты сельского хозяйства в сочетании с борьбой против спекуляции и дороговизны с целью уменьшить расхождение между оптовыми и розничными ценами.
Создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей.
Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, снабжение удобрением по себестоимости через национальное бюро по продаже азотного и калиевого удобрения. Контроль и ратификация продажи суперфосфатов и других удобрений, развитие сельскохозяйственного кредита, снижение арендной платы.
Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.
Создание национального фонда безработицы.
Пересмотр закона о плате за торговые помещения.
В ожидании полной и скорейшей, по возможности, отмены всех несправедливых мер, предусмотренных чрезвычайными декретами, — немедленная отмена мер, направленных против категорий, наиболее затронутых этими декретами.
II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита
Регламентация профессии банкира.
Регламентация балансов банков и акционерных обществ.
Новая регламентация полномочий администраторов акционерных обществ.
Запрещение отставным или заштатным чиновникам принадлежать к административным советам акционерных обществ.
Чтобы освободить кредиты и сбережения от власти экономической олигархии, превратить «Французский банк» — ныне частный — в «Банк Франции».
Упразднение регентского совета.
Расширение полномочий директора при постоянном контроле совета в составе представителей законодательной и исполнительной власти и представителей организованных сил труда и промышленности, торговли, сельского хозяйства.
Превращение капитала в облигации, причем необходимо принять меры, гарантирующие интересы мелких держателей.
III. Оздоровление финансов
Пересмотр военных заказов в связи с национализацией военной промышленности.
Преследование расточительной граты средств гражданскими и военными административными органами.
Создание военной пенсионной кассы.
Демократическая реформа системы налогов, предусматривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при помощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (высокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превышающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство — обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).
Борьба с сокрытием размеров движимого имущества, установление с этой целью фискальных паспортов, вотируемых палатами, сопровождая эту меру налоговой амнистией.
Контроль над экспортом капиталов и преследование сокрытия капиталов самыми суровыми мерами вплоть до конфискации скрытых ценностей за границей или соответствующих ценностей во Франции.