Рузвельт Ф. Государственная программа общественных работ и социального обеспечения

28 апреля 1935 года

В 1935 г. произошли определенные изменения в организации общественных работ. Пособия по безработице воспринимались как «подачка», что вызывало негативную моральную и психоло­гическую реакцию. На основе предшествующего опыта в реализации Федераль­ного закона о чрезвычайной помощи (1933 г.) и Администрации гражданских работ (1933-1934 гг.) 8 апреля 1935 г. принимает­ся Закон об ассигновании на чрезвычайную помощь. Он предус­матривал выделять средства на оплату труда и отдавать пред­почтение проектам, которые позволят значительную часть зат­рат вернуть в виде доходов в государственную казну.

Среди проектов общественных работ — строительство дорог, школ, аэродромов, прокладка телефонных и силовых линий, мо­стов, стадионов, ликвидация ущерба от стихийных бедствий. Бывшие безработные, пришедшие на общественные работы, име­ли возможность получить профессии автотехников, каменщиков, плотников, печатников и др.; поощрялось изобретательство. Имелись также проекты по оказанию федерального содей­ствия писателям, музыкантам, художникам, актерам. Формиро­вались коллективы классической и эстрадной музыки, выходи­ли исследования по истории США, каталоги и публикации для государственных, муниципальных служб, исследования по ме­дицине и демографии. Архитекторы и художники привлекались к оформлению построенных общественных зданий.

Образованная Национальная администрация молодежи со­действовала продолжению образования 600 000 студентов и 2,6 млн. молодых людей, которые до этого не посещали школы. На рассмотрении Конгресса находился Закон о социальном стра­ховании. Такого закона в истории США еще не было. Вводилось право лиц, достигших 65 лет и больше, на получение пенсий. Созда­валась федеральная система компенсации по безработице, а также федеральные дотации по болезни, инвалидам, детям, ма­терям, находящимся на иждивении детей. Закон распростра­нялся на лиц, Занятых в коммерческих и промышленных компа­ниях, исключал фермеров, служащих мелких фирм.

(…) Сегодня моя главная забота о том, чтобы осуществить цели великой программы общественных работ, только что утвержденной Конгрессом. Первая ее цель - трудоустроить мужчин и женщин, живущих на пособие, и одновременно существенно помочь восстановлению промышленности, в чем у нас уже, бесспорно, есть успехи.

(…) Программа социального обеспечения, которая сейчас на­ходится на рассмотрении Конгресса, - неотъемлемая часть будущей политики правительства в области занятости. … В этой программе предполагается за счет пенсий по старости облегчить уход с работы тем, кто достигает пенсионного возраста. В результате, молодое поко­ление получит больше возможностей найти работу, и все — как молодые, так и пожилые — будут увереннее чувствовать себя перед перспективой надвигающейся старости.

Та часть законодательства, которая относится к страхова­нию от безработицы, не только устранит зависимость от по­собий в периоды сокращения рабочих мест, но также, благо­даря стабилизации покупательной способности народа, смяг­чит удар экономического спада. С другой стороны, система страхования от безработицы даст предпринимателям стимул к более тщательному планированию своих потребностей в рабочей силе. Это послужит тому, что безработица может быть преодолена с помощью стабильности самих рабочих мест.

(…) В этой связи я хочу выделить шесть основополагающих принципов.

Во-первых, проекты общественных работ должны быть полезными сами по себе.

Во-вторых, проекты должны предусматривать, чтобы зна­чительная часть затрачиваемых денег шла непосредственно на оплату труда.

В-третьих, по мере возможности, предпочтение должно отдаваться таким проектам, которые обещают значительную часть затрат вернуть в виде доходов в государственную казну.

В-четвертых, средства, выделенные на каждый проект, должны быть без промедлений фактически израсходованы, а не отложены на покрытие затрат в будущем.

В-пятых, во всех случаях проекты должны в первую оче­редь обеспечивать работу тем, кто в настоящий момент по­лучает пособия.

Наконец, средства должны распределяться между проек­тами таким образом, чтобы помощь районам и регионам была пропорциональна числу безработных, получающих пособия в каждом из них….

(…) Мы несем ответственность перед всем народом. Это - великий общенациональный крестовый поход. Это поход против губительной для человеческого духа вынужденной праздности - порождения экономической депрессии. Мы поведем наступление на этого врага, не щадя сил и не делая никаких исключений. Нельзя допустить, чтобы к людям раз­ных слоев общества или разных политических взглядов при­менялись какие-то разные подходы.

(…) Далее, друзья мои, я хотел бы коснуться того, что еще предстоит сделать Конгрессу. На его рассмотрении находит­ся большой пакет мер в дополнение к программе экономи­ческой и социальной перестройки, которой мы занимаемся последние два года, о чем я уже много говорил. Сегодня у меня будет возможность упомянуть только некоторые из них, но я совсем не хочу, чтобы кто-то из этого сделал вывод, что другие рассматриваемые важные предложения не вызывают у меня интереса или одобрения.

Закон о восстановлении национальной промышленности утрачивает силу 16 июня этого года. Тщательно все взвесив, я обратился к Конгрессу с просьбой продлить действие это­го полезного средства государственного управления. … Ни один здравомыслящий человек не захочет отказы­ваться от того, чего мы уже достигли. Мы должны и впредь запрещать детский труд; гарантировать минимальную опла­ту труда; ограничивать продолжительность рабочего дня; охранять право на коллективные трудовые договоры, разра­батывая и внедряя соответствующие процедуры. И наконец, при сохранении здоровой конкуренции везде, где только воз­можно, искоренять несправедливые производственные поряд­ки, за которые держится эгоистическое меньшинство, — те самые порядки, которые и послужили главной причиной недавнего краха в промышленности.

На рассмотрении Конгресса находятся также законода­тельные меры, которые должны воспрепятствовать созданию ненужных холдинговых объединений в коммунальном сек­торе….

Вступление в действие другого пакета законов должно послужить не только восстановлению деловой активности, но и, в широком смысле, — экономическому возрождению страны. Речь идет о законах, призванных укрепить юриди­ческий статус нашего транспорта….

Наконец, коснусь банковской системы. В этой области у нас есть самые обнадеживающие результаты в деле вос­становления общественного доверия к частным банкам….

(…) Еще никогда, со времени своего вступления в долж­ность в марте 1933 г., я не ощущал в Америке столь явственно атмосферу возрождения. Дело не только в вос­становлении материальной основы жизни каждого чело­века в отдельности. Возрождается доверие к нашим де­мократическим порядкам, к республиканским государствен­ным институтам. Мы выстояли в величайшем экономи­ческом бедствии, принесшем нашей стране много лише­ний и опасностей. В самые мрачные периоды национальных испытаний мы сохранили веру в нашу способность распо­ряжаться собственной судьбой. Страхи рассеиваются. В обществе растет взаимное доверие, крепнет обновленная вера в неисчерпаемую способность человека улучшать свое материальное и духовное состояние с помощью демокра­тических форм правления. Эта вера уже получает заслу­женную награду. За это мы должны быть благодарны Богу, который хранит Америку.

Наши рекомендации