Партийные системы и их типологии
Партийные системы - совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Факторы, оказывающие влияние на формирование партийных систем: характер социальной структуры общества; действующее законодательство, социокультурные традиции. В зависимости от характера межпартийной конкуренции содержание партийных систем формируется под влиянием: смычек; блоков; коалиций.
Партийные системы:
однопартийные в их деспотических и демократических разновидностях. Отсутствие в такой системе политического соперничества дало основание З. Нойманну считать, что одну партию в обществе нельзя считать партией в истинном смысле этого термина, так как этимология слова “партия” требует его соотнесения с другими “частями”;
полуторапартийные, то есть в них действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной и влиятельной организации;
двухпартийные - с двумя относительно равными по популярности и влиятельности конкурирующими партиями, каждая из которых способна завоевывать на выборах большинство мест в законодательных собраниях или получать большинство голосов на выборах исполнительной власти;
двух с половиной партийные, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль “третьей” силы;
многопартийные системы с числом более трех борющихся за власть партий, каждая из которых, тем не менее, не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентских форм правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров.
Партийная система Российской Федерации
Особенности партийного строительства: создание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы; их образование началось с объединений рабочего класса, в то время как партии верхов правящих сословий стали создаваться только в процессе первой русской революции. Русская многопартийность развивалась до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.
Развитие современной партийной системы в России прошло несколько этапов:
- возникновение неформальных общественных организаций (1986 – 1988 гг.);
- этап действия народных фронтов и партийных структур (1988 – 1989 гг.);
- первая волна образования партий (в 1990 г. возникла ЛДПР, демократическая платформа в КПСС, в 1991 г. была учреждена Народная партия свободной России);
- вторая волна партийного строительства (в 1991 – 1993 гг. возникли Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия и др.);
- ломка системы протопартий и образование новых политических партий – ПРЕС, блок “Выбор России”, “Яблоко” (1993 – 1995 гг.);
- период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты в парламенте (1995 – 2000 гг.);
- период целенаправленных усилий властных структур по созданию той или иной модификации системы нескольких крупных партий (2000 – по настоящее время).
Нынешняя многопартийность в Российской Федерации весьма своеобразна, поскольку ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формирования правительства, борьба партий на выборах и сами выборы лишаются основного смысла, которыми они наделены в современных представительных демократиях.
Лоббизм и его виды.
лоббизм - способ решения тех или иных вопросов, в том числе и политических, в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных чиновников и иных должностных лиц; деятельность социальных групп, отстаивающих свои политические интересы.
Лоббизм всегда жестко связан с политической властью. Можно вывести закономерность: его больше там, где власть наиболее реальна. Наиболее мощные “группы давления” и есть фактическая власть, не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия государственных решений. В этом их отличие от власти формальной – политических институтов в их традиционном понимании как лиц, лишь представляющих власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закрепления, легитимации решений фактической власти. Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от лоббистских кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути и в конечном счете, являются. Лишь в переходных обществах, где традиционные группы давления уничтожены либо ослаблены, а новые еще не сложились, возможна относительно независимая роль отдельной “самодостаточной” личности и может быть ощутима его харизма.
В России в данный момент можно выделить 4 основных вида лоббизма:- административно-финансовая группа сформировалась на основе советских министерств и ведомств, например, «Газпром»- финансово-промышленная группа, например, «Минатеп» - «Юкос», «Анексим»- промышленно-финансовая группа, например, «Лаговаз» - «Сибнефть»-«Аэрофлот»- территориальная группа, например, «Алроса»Основное отличие финансово-промышленной группы от промышленно-финансовой заключается в способе образования этих групп. Основой первойгруппы стали банки, обслуживавшие промышленные предприятия, основойвторой были промышленные предприятия.№ 30 Политическая культура: содержание, структура, разновидности.
Политическая культура – это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в той или иной стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жестко, хотя зачастую и незаметно, определяют, направляют, ограничивают их политическое поведение.
Содержание политической культуры, ее структура состоит из следующих компонентов:
- политических знаний (теоретические научные знания и практические знания, получаемые на основе текущей информации);
- культуры политического мышления – умения правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении и своем участии в них;
- культуры политических чувств, которые определяют политическое поведение людей;
- культуры политического поведения и деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.
Три типа политической культуры:
парокиальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта культура исключает наличие конкретных политических ролей, в ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, замыкается в местной и этнической солидарности;
подданническая - с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминировала в течение всей истории Государства Российского, включая и период СССР;
партиципаторная (англ. participation - участие), - свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея в виду влияние граждан на властные отношения в стране с помощью выборов, референдумов, демонстраций.
В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в “чистом” виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов (субкультур). Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в которой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. “Гражданская культура, - отмечают Г. Алмонд и С. Верба, - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль “подданных”. Еще важнее факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного”.
В содержательном плане существуют и более общие критерии типологии политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.