Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии
Таким образом, политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса, т.е. это и результат, и одновременно процесс отражения в сознании людей политической действительности.
2. Процесс выделения политического сознания в самостоятельную форму происходит в результате политизации общественного и индивидуального сознания. Формирование политического сознания осуществляется в процессе критического осмысления людьми социальной действительности; обобщения и рационализации чувственных представлений; осознания целей политических движений; присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к политическим идеалам.
3. Идеология выступает как особый процесс интерпретации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вступления их в социальную связь. Этот процесс социокультурно обусловлен, детерминируется социальными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимодействующих традиций, идей, идеалов и их распространения в обществе. Следовательно, идеология — это и система теорий, принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.
4. Современное развитие идеологий свидетельствует одновременно как о «распаде» макроидеологий, так и об относительной стабильности трех основных идеологических направлений — либерализма, консерватизма, социализма. Центризм и прагматизм доминируют и в консерватизме, и в либерализме, и в социал-демократии, и даже в коммунистической идеологии. Этот центризм довлеет над право- и леворадикальными крайностями, обеспечивает возможность достижения консенсуса. Он приводит к превращению всех идеологий в открытые идеологии. В итоге, консерватизм становится социальным и либеральным, либерализм — социал-демократическим, социал-демократия — либеральной, коммунистическая идеология — социал-демократической и либеральной. Однако слияния идеологий на основе общечеловеческих ценностей не происходит. Наличие рынка открытых идеологий является оптимальной моделью их взаимодействия, с одной стороны, с другой — основой для появления новых идеологий и идейно-политических течений.
Основные понятия:политическое сознание, политическая идеология, идеократия, консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, марксизм, национализм, фашизм, анархизм, радикализм.
Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания
Тиммерманис
1.Каковы критерии определения понятия «политическое сознание» и его основных функций?
2.Какова структура и функции политической идеологии?
3.В чем заключаются основные особенности идеологии современной социал-демократии?
4.Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?
а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);
б) идеология — это «идеалистическая концепция, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов» (К. Маркс, Ф. Энгельс);
в) идеология — «духовное образование, складывающееся у правящей группы как теоретическое обоснование определенной социально-политической ситуации, отвечающей интересам этой группы. Любая идеология есть апология, она ориентирована на сохранение сложившегося статус-кво и по сути выделяет в реальном мире лишь
то, что соответствует установкам властителей» (К. Мангейм);
г) идеология — это «артикулированная совокупность идеалов, целей и задач, которые помогают членам политической системы интерпретировать прошлое, понимать настоящее; она также предлагает образ будущего» (Д. Истон);
д) идеология — «это система идей, связанных с действием» (К. Фридрих);
е) «идеология является «шестым чувством» человека. Функции идеологии способствуют самоидентификации людей и социальных групп в политическом пространстве» (X. Арендт);
ж) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б. А. Леви);
з) «идеология — это текст, который соткан из паутины различных концепций и прослеживается сквозь множество разных историй» (Т. Иглтон).
5. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:
а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;
б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;
в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;
г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее не
обходимой»;
д) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
е) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
ж) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно без
болезненно сменить»;
з) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый "эфемерный" вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;
и) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;
к) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
л) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости».