Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
Информационное общество
Реферат по Информатике и ИКТ
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Барыкина Яна Евгеньевна
Учитель: Пашков Антон Максимович
г. Жуковский
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Информационные технологии…………………………………………….5
2. Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности …………………………………………7
3. Роль государства в формировании информационного общества………9
4. Концепция формирования информационного общества в России…….11
5. Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Введение
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИТТ практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества. Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего частным сектором. Россия в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного формирования основ информационного общества.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.
В силу этих причин экономическое воздействие информационного сектора трудно измерить. Со статистической точки зрения основные отрасли, вовлеченные в процесс обработки и распространения информации - телекоммуникации, массовое вещание и компьютинг - традиционно анализировались раздельно. Это создает трудности для национальной и международной статистики по оценке ситуации в этой области. В статистических отчетах информационному обществу нет соответствующих показателей. Другая сложность - в определении того, что собственно представляет собой информационная индустрия. Должна ли она включать услуги и производство оборудования, создание неэлектронной информации, почтовые услуги?
Есть опыт некоторых стран по более эффективному статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике "Информационные технологии и телекоммуникации" (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги. Вклад ИТТ отраслей в экономику Канады в 1993 г. оценен в 4,7% ВНП. Если добавить производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, то цифра вырастает до 6%. Однако общий вклад "информационной экономики" выше, поскольку измерения охватывают только добавленную стоимость и не включают информационные услуги, оказанные компаниями, не относящимися к ИТТ.
Информационные технологии
Граждане должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.
Технологические изменения могут углубить имеющиеся географические и социальные различия. С другой стороны, жизнь людей может быть улучшена с помощью более удобного доступа к информации и услугам связи.
Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы дает возможность:
· приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
· повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
· стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.
Внедрение в органы госуправления ИТТ - сложный процесс, обусловленный рядом факторов: вертикальной структурой администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную, недостаточным пониманием со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
· информация должна быть открыта для всех;
· основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
· непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения ИТТ как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности
Для формирования и развития информационного общества в России нельзя ждать, когда будет преодолен социально-экономический кризис и наступит стабилизация. Наоборот, Россия войдет ускоренными темпами в число экономически развитых стран и создаст высокие стандарты качества жизни для своих граждан только при условии, если выход из затянувшегося кризиса будет базироваться на повсеместном распространении и массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Это первое. Второе. Данному технологическому укладу должны соответствовать адекватные социально-экономические, политические структуры и институты. Третье. Требуемая адекватность может быть обеспечена при наличии в обществе соответствующего механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, экономических, политических, социальных структур, других институтов и государства в целом. И четвертое. Необходимое и самое важное условие — учет интересов каждого конкретного человека. А этого можно достигнуть только тогда, если осуществляется переход не просто к рыночным отношениям, а к рыночным отношениям самого высокого уровня развития. Это означает, что отношения между всеми хозяйствующими субъектами строятся на договорной основе и личные потребности (спрос) удовлетворяются через индивидуальный заказ и адресное производство, а товаром становится особый продукт — информация. В этом случае механизм взаимосвязи производства и потребления выступает как инструмент согласования интересов хозяйствующего субъекта и интересов каждого конкретного человека. Иными словами, конкретный человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворение становятся целью развития социально-экономической системы, а равно и целью построения информационного общества, а критерий эффективности достижения цели — это динамичное сокращение времени между возникновением потребности конкретного человека и общества в целом и ее удовлетворением.
На какой методологической базе построены такие предложения? Теоретически обоснованный выбор цели развития социально-экономической системы является фундаментальной задачей в преодолении кризисов, в адекватном выборе форм и методов государственного регулирования, в реформировании экономической, социокультурной, политической, научно-технической и технологической сфер общества.