Информационное общество

Глубина и масштабность процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности общества на основе новых информационных технологий дает основание говорить об информационной революции, которое переживает человечество. Конечным результатом информационной революции должно стать создание новой постиндустриальной, информационной цивилизации. Миссию проводника в информационное общество выполнила компьютерная микросхема.

Предыдущие революционные изменения в области информационных основ общества происходили в результате возникновения письменности, а затем и книгопечатания. Однако они не задевали самой важной компоненты информационных процессов – переработки информации. Происходящие ныне изменения основываются на универсальной электронной технологии информационных процессов, что дает ей неисчерпаемые возможности по переработке информации, ее хранению, передачи, размножению, унификации и представлении в требуемом виде практически всем категориям пользователей.

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование.

Информационное общество – это общество, в котором в качестве главных факторов производства выступают факторы идеальные: знания и информация. Невозможность развиваться в одном темпе с информационными технологиями можно рассматривать как источник нового вида дискриминации. Если изобретение печатной книги сделало необходимым умение читать, то использование ИТ обязывает уметь обращаться с электронной информацией, рассредоточенной по общемировой информационной сети. В некотором роде, в мировом сообществе начинается компания по ликвидации неграмотности, и количество компьютерно грамотных людей со временем станет таким же важным показателем развития страны, как количество людей, умеющих читать и писать.

Наиболее четко критерии информационного общества выражены А.И. Ракитовым:

– каждый член общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной информации;

– общество способно обеспечить каждого информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи);

– общество само способно производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию.

Дальнейшее технологическое развитие общества определяется достижениями в информатике. Современная информатика является фундаментальной общенаучной дисциплиной об информационных процессах и системах любой природы: естественной, социальной, искусственной (т.е. технической). Основной целью информатики является построение теории современных информационных процессов и систем и разработка на этой основе новых информационных технологий в производственной сфере и в обществе в целом. Глобальный процесс информатизации общества рассматривается как социотехническая революция. По этой причине глубокое понимание и систематическое проникновение в область информатики не может ограничиваться только математическими и инженерными аспектами. Технические и технологические проблемы информатизации общества не могут быть решены без достаточно глубоких социальных преобразований, охватывающих практически все области общественной деятельности, включая науку, экономику, политику, право. Поэтому можно достаточно обоснованно предполагать, что взаимосвязь и взаимообусловленность процессов информатизации и социальных процессов представляют собой некоторую общую закономерность общественного развития, которую особенно важно исследовать и учитывать на современном этапе становления информационного общества, являющегося порождением определенных технологических новшеств.

В информатике, более чем в других науках, справедлив принцип постоянного критического переосмысления, как содержания этой науки, так и формального определения ее функций. В текущем состоянии она включает в себя несколько направлений:

· теоретическая информатика

· техническая информатика

· социальная информатика.

Информатика в теоретическом аспекте включает в себя науку о машинной обработке данных. Это охватывает вопросы схематизированного представления информации: структуры объектов и данных, а также их взаимосвязи; правил и предписаний для обработки информации (алгоритмы, вычислительные предписания) и их представления.

При разработке программных систем перед информатикой стоит задача представления, моделирования и использования самых различных видов информации. Так машинная обработка информации требует точно установленных форм представления и преобразования, информатика пользуется формальными методами. Этим она обнаруживает связь с математикой, особенно с математической логикой. Но поскольку методы информатики должны вести к практически применимым результатам ("программа", "система"), которые должны решать поставленные задачи на имеющихся компьютерах при определенных экономических условиях, то информатика имеет и сильно выраженные инженерно-научные черты.

Вопросы и тестовые задания для самоконтроля

1. Что такое информация? Приведите пример некоторой информации.

2. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются:

1) данными;

2) предикатами;

3) истинными высказываниями;

4) умозаключениями.

3. Верным является утверждение, что:

1) сигнал – изменяющийся во времени физический процесс, параметры которого могут использоваться для представления данных;

2) в качестве носителя информации могут выступать только световые и звуковые волны;

3) в качестве материального носителя информации могут выступать знания, сведения или сообщения;

4) информационные процессы являются материальным носителем информации.

4. Под обработкой информации понимают:

1) процесс планомерного изменения содержания или формы представления информации;

2) процесс организации сохранности информации;

3) процесс передачи информации от одного объекта к другому;

4) процесс взаимодействия носителя информации и внешней среды.

5. Характеристика физического процесса, используемая для представления данных, – это:

1) параметр;

2) сигнал;

3) данные;

4) информация.

6. Если параметр сигнала принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется:

1) дискретным;

2) непрерывным;

3) случайным;

4) детерминированным.

7. Охарактеризуйте синтаксический, семантический и прагматический уровень информационных сообщений.

8. Перечислите способы измерения информации.

9. Какими свойствами обладает информация?

10. Свойство информации, характеризующее степень соответствия текущему моменту времени:

1) актуальность;

2) полнота;

3) достоверность;

4) доступность.

11. Свойство информации, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью, отсутствие существенных ошибок и шумов:

1) достоверность;

2) актуальность;

3) адекватность;

4) доступность.

12. Сколько различных состояний можно запомнить с помощью одного байта?

13. Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт, терабайт?

14. Какое количество информации требует двоичное кодирование одного из 256 символов?

15. Наиболее полное определение информатики:

1) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими;

2) система кодирования понятий;

3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

4) продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

16. Информационный ресурс – это:

1) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

2) система кодирования понятий;

3) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;

4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.

17. Язык – это:

1) система кодирования понятий;

2) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;

3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.

18. Вторая информационная революция связывается:

1) с изобретением печатного станка;

2) освоением человеком устной речи;

3) появлением письменности;

4) открытием электричества и появлением телефона, телеграфа, радио.

19. Выберите вариант, в котором объёмы информации расположены в порядке возрастания:

1) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1010 байт, 1 Кбайт;

2) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1 Кбайт, 1010 байт;

3) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1 Кбайт, 1010 байт;

4) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1010 байт, 1 Кбайт.

20. Количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий, называется одним:

1) битом;

2) баллом;

3) бодом;

4) байтом.

21. Ответ на вопрос, требующий односложного разрешения (да или нет) даёт количество информации, равное:

1) 1 бит;

2) 1 байт;

3) 1 дит;

4) 1 нат.

22. Что такое средства мультимедиа?

23. Что входит в состав вычислительной системы?

24. Дайте определение информационному обществу.

25. Назовите критерии информационного общества.

вернуться к содержанию

Наши рекомендации