Информационное общество США

Изменения в жизни рядовых граждан, общества (в том числе бизнеса) и государства в связи с развитием и распространением в США информационных технологий носили характер технологической революции, в которой можно выделить следующие три этапа.

Первый (индустриальный) этап можно увязать с созданием в США надёжной телефонной и радиосвязи (1930 – 1950 гг.).

Второй (индустриальный) этап информатизации американской экономики ассоциируется с внедрением информационных технологий в рамках системной (комплексной) автоматизации произведённых (в том числе логистических, т.е. снабженческих и транспортных) процессов и рационализацией внутрифирменного управления, а также с созданием надёжных телевизионных систем. Это период широкого распространения ЭВМ в частных американских компаниях (1960 – 1980-е гг.).

Третий этап – постиндустриальный, начавшийся с 90-х годов XX в., продолжается и поныне. Он связан с резким ускорением развития сферы информационно насыщенных услуг (связи, торговли, финансов) и опирается на рыночное освоение (коммерциализацию) важнейших научно-технических достижений – Интернета и космической связи, на расширение используемых в коммерческих целях эфира, то есть диапазонов радиочастотного спектра. Этот комплекс технологических факторов создал возможности для ускоренного развития американского ИТ-бизнеса, что помимо всего прочего можно считать безусловным следствием распада СССР.

Важнейшей тенденцией нового этапа технологической революции стало ориентирующееся на интегральный (синергетический) эффект насыщение информацией всех аспектов жизни экономики и общества.

Среди современных ориентиров технологического прогресса в области применения ИТ в экономике можно выделить четыре во многом противоречивых направления:

- широкое вовлечение в хозяйственные операции массового мелкого (розничного) клиента, в том числе зарубежного;

- резкое наращивание информационного обеспечения операций крупного капитала и опережающее конкурентов совершенствование его ИТ-механизма извлечения сверхприбыли и «погони за упущенной выгодой»;

- расширение возможностей для доступа капитала, повышения скорости и удобства распоряжения им в реальном времени (например, прямо с мобильного телефона-коммутатора);

- надёжное обеспечение информационной безопасности всех форм деятельности бизнеса, государства и личности.

Причины формирования американского информационного общества не носили военно-политического характера. Главные стимулы формирования в США информационного общества были сопряжены с высоким спросом бизнеса и материально-благополучного населения на сложные (информационно ёмкие) услуги.

Удовлетворение спроса на промышленные товары привело к росту спроса на услуги и, соответственно, росту занятых в сфере услуг. Уже к середине 60-х годов в США более 50 % населения было занято в сфере услуг, что по мнению многих учёных является одним из определяющих признаков перехода общества к постиндустриальной стадии своего развития. К этому времени экономика страны стала смещаться с производства товаров, обладающих высокими научно-техническими стандартами, на развитие услуг. Так, с 1963 г. по 1993 г. ВВП США вырос более чем в 10 раз – с 603,1 млрд. долл. до 6374,0 млрд. долл., а объём услуг почти в 15 раз. В результате доля сферы услуг в ВВП в начале 90-х годов превысила 50 %.

В США приоритеты развития сферы услуг определяют не столько отрасли коммунального обслуживания, сколько такие сложные услуги, как связь, развлечения, а также юридические и банковские услуги, консультации и управление денежными накоплениями (капиталами), то есть те отрасли, которые в наибольшей степени опираются на применение информационных технологий (таблица 8.1).

Для оценки роли информации в развитии американского общества обратимся к теории совершенной конкуренции. Соответствующий этой модели гипотетический механизм чистой конкуренции опирался на предположение о том, что все субъекты конкурентного рынка (продавцы и покупатели) независимо друг от друга действуют абсолютно рационально исходя из собственных интересов: фирмы максимизируют свой доход, а потребители – свои функции полезности.

С информационной точки зрения эту классическую модель экономики можно считать симметричной конструкцией, опирающейся на постулаты «справедливого конкурентного рынка» и бесплатного равномерного обеспечения всех его участников.

Таблица 8.1

Отрасли Работают в основном с информацией, % Работают в основном с материальными объектами, %
Обрабатывающая промышленность
Оптовая торговля
Розничная торговля
Услуги общественного питания
Финансовая деятельность
Государственные учреждения

Однако в реальных рыночных условиях информация распределена неравномерно. Подобной условной конструкции несимметричной с информационной точки зрения соответствует такая конкурентная среда, в которой некоторое количество участников рынка располагает возможностями для использования своего информационного превосходства в ситуации информационной асимметрии.

Авторы неоклассических моделей абсолютно эффективной экономики (70-е годы ХХ-го столетия) также опирались на чёткие допущения о рациональности поведения всех и каждого участника рынка.

Но рыночная экономика оказалась совсем не такой, какой её обычно представляли теоретики – в ней никогда не было симметрии (ни правовой, ни информационной). Принятые неоклассиками допущения не учитывали психологических и социологических аргументов и далеко не всегда согласовывались с посылками самой неоклассической теории.

По мере своего развития рынок вышел за рамки городской площади и распространился по всей экономике (и даже по всему миру). Расстояния и связанные с ним вопросы распространения экономической информации стали играть существенную роль в развитии рыночного механизма.

Уровень информационной асимметрии может быть весьма существенным и постоянно изменяться во времени. На старых, устоявшихся рынках эта асимметрия невысока. Наоборот, на развивающихся и инновационных рынках уровень информационной асимметрии быстро нарастает: здесь и покупатели и продавцы ощущают огромный информационный голод.

Причём у тех, кто знает меньше, хуже использует находящиеся в их распоряжении экономические ресурсы, возникает потребность в дополнительной информации со стороны, за которую они готовы заплатить. Именно возникновение такой потребности позволяет связать понятие информация с категорией полезности, наполняющей его полноценным экономическим содержанием. Это, в свою очередь, даёт возможность рассматривать такую информацию не только как продукт (услугу), на производство которого затрачиваются экономические ресурсы, но и как товар, пользующийся спросом и имеющий рыночную цену.

Преодолевая кризис менеджмента 70 -80-х годов, американская промышленность вышла за рамки, определённые понятием сферы материального производства послевоенного индустриального общества, и стала развиваться по новому, постиндустриальному пути.

Отличительной чертой этого направления является многократное и систематическое опережение темпов роста объёма информации, прямо или косвенно используемой в экономике США, по отношению к темпам роста физических объёмов производимой продукции. Информатизация всё в большей степени стала охватывать все стадии производства – от разработки до утилизации продукции как военного, так и гражданского назначения. Сформировалось новое стратегическое направление развития промышленности – её информатизация.

Первая волна спроса на ИТ-технологии в США связана с появлением на рынке достаточно большого количества товаров и услуг нового типа – в формировании её рыночной стоимости ключевую роль стала играть сопровождающая эту продукцию информация. Вторая волна сформировалась вместе с тенденцией расширения применения ИТ для повышения эффективности внутрикорпоративного менеджмента. Изменение конкурентной среды на рынке привело к изменению понятия стандартов. Продавцы стали вынуждены ориентироваться на известную формулу П. Друкера: качество товара обеспечивается в сфере производства, но определяется требованиями покупателя и только ими.

Со стороны продавцов резко возрастает спрос на информацию о предпочтениях покупателей. Качество товара из чисто производственной категории трансформировалось в набор требований потребителя, несоблюдение которых ведёт к потере конкурентоспособности изделия. Конкурентные преимущества стали связываться не столько с новизной изделия, сколько с его сопровождением в течение всего жизненного цикла (от разработки до утилизации).

Понятие качество товара становится коммерческим, и характеризует оно определённую совокупность особенностей товара, а также фирмы, её выпустившей, что позволяет на этих товарах хорошо зарабатывать.

Современный рынок промышленной продукции приобрёл ряд важных особенностей:

1. На рынок вернулось огромное количество ранее произведённой продукции, уже побывавшей в употреблении, но не исчерпавшей своих потребительских свойств. Продавцы подержанных товаров знают о них значительно больше покупателей, значит на этом рынке всегда есть информационная асимметрия.

2. Производство новых товаров стало гибким, ориентирующимся преимущественно на предварительные заказы потребителей (т.е. во многом стало индивидуальным).

Началась новая эра массового производства товаров, нашедших покупателя ещё до своего производства (кастомизированное производство).

В целом рост спроса на ИТ-технологии в 90-е годы оказался связанным с развитием кастомизации производства, которая была обусловлена не просто дальнейшим расширением номенклатуры товаров, но тщательной адаптацией их производства под сложившиеся в данный момент предпочтения клиентов.

3. Компьютеры и Интернет увеличили доступ бизнеса к информации, что сделало бессмысленным дорогостоящую вертикальную интеграцию компаний, сократило время и стоимость заключения сделок, сделало привлекательным коммерческое и технологическое сотрудничество (аутсорсинг[1]).

Со временем информационные технологии стали в США основной несущей конструкцией (нервной системой) бизнеса, а такие ключевые функции ИТ, как хранение, обработка и передача данных, превратились в общедоступные.

Распространение стандартов сопровождения привело к тому, что на современном рынке конкурентную оценку получает не столько сам товар, сколько поставляющая его компания. Иначе говоря, рынок формирует далеко не только рыночную цену товара, но и курсы акций соответствующих компаний. В этой связи, одной из доминирующих тенденций современной экономики США стало смещение экономического поведения населения от потребления к спекулятивным инвестициям. Тем более, что многообразные агентства распространяют свои рейтинги с учётом прежде всего политической, а не экономической конъюнктуры. Информационная насыщенность финансового рынка привела не просто к ускорению бизнеса, а к изменению его воспроизводственной схемы.

Спрос на информацию со стороны американского государства определяется:

- потребностями обеспечения национальной безопасности;

- функциональными обязанностями федеральных ведомств, предусмотренными системой электронного правительства.

Косвенно структура государственного спроса на ИТ может быть охарактеризована бюджетными расходами федеральных ведомств, представленными в таблице 1.

Население использует информационные технологии для осуществления коммуникаций, дистанционного образования, справочных услуг, развлечений, в качестве средств личной безопасности, онлайнового кредитования и оплаты приобретаемых товаров и услуг. В 2006 году около 70 % американцев использовали Интернет для трудоустройства и карьерного роста. В 2000 году в США на 100 жителей приходился 61 компьютер, в ФРГ – 32.

Таблица 1

Наши рекомендации